последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

9 сентября 2011 г.
№ 67

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Было напряженно, тяжело и... интересно»

   Плвека на заводе — и почти вся история предприятия

   Н пределе сил и возможностей отработал в годы Великой Отечественной войны «Миассэлектроаппарат», называвшийся тогда «Динамо». Послевоенное время принесло заводу новые испытания. Переход на выпуск мирной продукции. Начало реконструкции. Освоение изделий для «оборонки». В конце пятидесятых для миасского предприятия и его коллектива наступило сложное время. Именно тогда пришел работать на завод Юлий Борисович Хает. И проработал без малого полвека.

   

   Тда, где кипела жизнь

   – В Миасс я приехал по распределению, закончив Ленинградский электротехнический институт, – вспоминает Юлий Борисович. – Приехал 27 марта 1959 года. Помню, было много талого снега и воды. С конечной автозавода пешком с большим чемоданом отправился на Динамо, потом подобрала попутка. Понедельник, 30 марта, стал моим первым рабочим днем и началом всего трудового стажа. Но еще до работы побывал на репетиции хора, которым руководила Люся Власова, контролер цеха № 10. А 30 марта очень хорошо меня принял Оскар Соломонович Хаскин, главный инженер.

   Юий Хает начал работать инженером в электроизмерительной лаборатории. Но там он был далек от работы в цехах, где кипела жизнь, где каждый день решали непростые задачи. Юлий Борисович добился перевода в цех – стал мастером ОТК в цехе № 10.

   – В 1959 году вместо Николая Герасимовича Пивоварова, руководившего заводом с 1943 года, был назначен директором А. А. Филин, – рассказывает Юлий Борисович Хает. У него не сложились отношения с Хаскиным. Ни опытные специалисты, ни мы, молодые, не сумели отстоять главного инженера, которого все же сняли. Ему в вину поставили неправильный стиль руководства, сказали, что надо руководить из кабинета. А ведь было так: появляется на заводе новый станок – Хаскин бежит посмотреть. Появляется новый прибор – ему надо попробовать... А через три месяца был снят и Филин.

   Нчиналось освоение преобразователей А-2Т. Проходило оно очень болезненно. В то время на завод прислали ряд опытных специалистов с автозавода и с ЧТЗ. Но им было непросто в неспокойной обстановке, считает Юлий Хает, и они вскоре ушли с завода:

   – Первые преобразователи не выдерживали испытаний по ряду параметров. Росло число испытательных стендов, но все они работали на временных схемах и часто выходили из строя. Работа со стендами занимала много времени, дико «штурмовали» в конце месяца, на помощь присылали инженеров из других цехов. Я решил сосредоточиться только на работе на испытательной станции и написал соответствующее заявление. Меня назначили начальником испытательной станции.

   Эо было время очень напряженной работы и интенсивного роста завода. Строили и осваивали корпус № 1 и здание заводоуправления. Туда перевели механический участок, на базе которого вырос механический цех. Туда же переехал литейный участок. На новых площадях расположились прессовый, штамповочный, нормаль и инструментальный.

   Ксередине 1961 года производство преобразователей было освоено. А через год «Миассэлектроаппарат» начал осваивать выпуск генераторов. До этого предприятие вообще не занималось электроникой – специалистов было мало.

   – Мы учились электронике именно на генераторах, – говорит Юлий Борисович Хает. – Генераторы отправляли в Троицк на станкозавод. Но, что называется, «не пошло». В Троицк выехали наши

   бригады. Одной из них руководил я. За ноябрь и декабрь мы переделали 60 генераторов. Завод выпустил первую партию станков. Директором нашего предприятия тогда уже стал К. В. Черкасов. Наряду с его отрицательными чертами было у него несомненное достоинство: он много внимания уделял поселку, который быстро озеленяли, росло число жилых домов. И сейчас порой дорогу к заводу с тополями с обеих сторон называют аллеей Черкасова.

   

   ВЕвропу, Азию, Африку и… космос

   К1965 году «Миассэлектроаппарат» выпускает уже 50 наименований изделий. Многое идет на экспорт в два десятка стран Европы, Азии и Африки. Главным инженером на заводе был С. В. Демидович, который ввел работу по комплексным планам технического и социального развития. Завод вступал в период напряженной интенсивной работы, наступившей в связи с приходом нового директора В. А. Бусса и начальника производства В. М. Елика.

   Всилий Андреевич Бусс начал с наведения порядка на заводе, решил поднять культуру производства. И люди, по словам Юлия Борисовича Хаета, его приняли, ведь это было важно и для них. Станки с числовым программным управлением, конвейер, сис-тема непрерывного планирования – все это тогда было впервые.

   В1968 году было принято решение о специализации и освоении новых изделий. Тогда производство ТЭНов в Миассе было самым низким в стране по себестоимости. За чертежами приезжали со всего Советского Союза.

   – В 60-е наш завод осваивал и специзделия для оборонной промышленности, – вспоминает Юлий Борисович Хает. – Два цеха работали на выпуск изделий для пусковых комплексов, для танков и ракетных установок. Интересно и сложно было тогда работать. Изделия были не сказать, что сложные, но требования предъявлялись жесткие. Представительство заказчика следило очень строго, малейшие отклонения могли остановить работу целого цеха. Особая чистота должна быть: количество пылинок считали под микроскопом. Был такой момент, когда наши чуть ли не в тюрьму готовились. В пусковом ракетном комплексе что-то не сработало, решили, что из-за нашего изделия. Сумели найти и доказать, что это не вина нашего изделия. Но седых волос тогда прибавилось у многих.

   Вшестидесятые годы на завод приходит много молодых специалистов. Юлий Хает рассказывает, что и общественная жизнь бурлила:

   – Мы готовили сатирические концерты, правда, уже второй концерт запретили: много начальников «покусали». Стенгазеты делали – тоже сплошная критика. Спортом активно занимались. В поселке было пять мастеров спорта по городкам. Да, на заводе было напряженно, тяжело, но ведь справлялись.

   В1987 году ушел В. А. Бусс. Перестройка принесла «Миассэлектроаппарату» новые проблемы. В начале 90-х предприятие потеряло половину объемов производства и реализации.

   Пмогли два предприятия – «Кедр» и «Уралавтокомплект» – стабильно работающие, но тогда еще молодые. Они стали стратегическими партнерами завода, и началась новая история «Миасс-электроаппарата».

   Итория завода собиралась не один год усилиями В. М. Масленниковой, С. А. Докшина, Н. Е. Колосова, В. Т. Каледина, Н. Е. Ивановского. И уже многие годы главным «хранителем» является Юлий Борисович Хает.

   


Л. РУБАНОВА.

   



назад

Яндекс.Метрика