последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

9 сентября 2011 г.
№ 67

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ВТО задушит нас в своих объятиях?

   Втупление России во Всемирную торговую организацию может произойти уже к концу нынешнего года. Чего ждать?

   Ктастрофа или стимул для развития?

   ВО… Пожалуй, для большинства рядовых россиян эта уже порядком набившая за последние годы оскомину аббревиатура все же реальной смысловой нагрузки в себе не несет. Ясно лишь одно: где-то «наверху» никак не могут решить, вступать туда или не вступать? При этом каждый раз называют новые сроки.

   Ивот недавно прозвучало, что Россия может вступить в ВТО уже к концу нынешнего года. При этом многие отмечают, что переговоры по присоединению РФ к Всемирной торговой организации ведутся тайно. Ни население, ни руководители большинства предприятий фактически не знают, на что дает согласие правительство. Эксперты уверены: «тайная дипломатия» не была бы необходима при очевидности выигрышей для экономического развития страны.

   Чм же грозит вступление в ВТО отечественному производителю? Действительно ли шаг к свободной торговле заведомо несет серьезную угрозу для российской экономики? Кто может выиграть от вступления в ВТО? С этими вопросами мы обратились к руководителям миасских предприятий, бизнесменам, политикам и просто людям, имеющим активную гражданскую позицию. Правда, открыто высказаться осмелились лишь единицы (хотя «не для печати» почти всем было что сказать).

   Педлагали мы высказаться и представителям партий – выходили на пресс-службы ЛДПР, КПРФ, «Правого дела». Только вот реакции никакой не последовало – то ли просто сказать нечего, то ли предпочли не высовываться. Свое мнение высказал лишь представитель правящей партии депутат Госдумы Валерий Панов.

   

   Еена Падучина, генеральный директор ЗАО «ПО «Трек»:

   «Объединяться в масштабах страны»

   Дмаю, ни для кого не секрет, что Россия еще не оправилась от недавнего кризиса. Многие предприятия находятся в сложном финансово-экономическом положении, испытывают трудности в сбыте продукции, обновлении фондов, технологий и оборудования. Речь – не только о Челябинской области, но и обо всей стране.

   Д, у нас осталась база, идеи, есть большой человеческий потенциал и опыт выживания в сложных условиях, есть желание развиваться, но, если говорить объективно, промышленность испытывает серь-езные системные трудности. Мы сильно отстали в том, что касается технологий. Автомобильная отрасль, производство автокомпонентов – не исключение. К сожалению, вместо того, чтобы работать на опережение, мы зачастую вынуждены наверстывать упущенное время и возможности. Непросто всем: поджимают китайские производители, играющие не по правилам, растет конкуренция со стороны европейских и американских фирм. Сложно работать, сложно реализовывать новые проекты.

   Н опускать руки – это тоже не выход!

   Дмаю, руководители крупных предприятий согласятся со мной в том, что нельзя бросать на произвол судьбы свои компании, ведь за каждым сотрудником стоят семьи, дети, а по большому счету – страна. Для меня, например, «Трек» – это в каком-то смысле Отечество, дело всей жизни. Поэтому в масштабах нашего предприятия идет работа по модернизации производства, освоению новых проектов, сертификации на соответствие современным стандартам качества. Мы работаем на перспективу и хотим быть успешными. Но в одиночку нам не пробиться. И не только нам! Думаю, нет нужды напоминать период после распада Советского Союза, когда человек человеку был волк, а конкурирующая компания – враг. Что из этого вышло – мы сегодня видим и испытываем на себе… России тяжело. Тяжело всем, кто не просто покупает – перепродает, а производит продукцию.

   Кк выживать? Нужно на общегосударственном уровне вырабатывать новую идеологию. Объединяться, находить точки соприкосновения, взаимно поддерживать друг друга, выстраивать партнерство – может быть, в противовес той же Всемирной торговой организации. Они смогли – а мы чем хуже? Давайте используем их опыт себе во благо: ведь в свое время создание ВТО было поддержано на государственном уровне, и это дало свои плоды.

   Пзиции Евросоюза сегодня очень крепки, он активно рвется на зарубежные рынки и территории. Наивно полагать, что с целью возрождения экономик этих стран.

   Двайте подумаем: что принесет России вступление в ВТО? Ничего хорошего. ВТО – это жесткие правила игры не в нашу пользу. К сожалению, мы отстали в технологическом отношении, «сидим» на газово-нефтяной «игле», у российской экономики – периферийно-сырьевой характер, мы импортозависимы по многим позициям. Авиа- и судостроение, автопром, сельское хозяйство, торговля, производство промышленного оборудования, высокоточные и высокотехнологичные производства – все это и сейчас с трудом выживает. А в случае вступления в ВТО исчезнут остатки преференций со стороны государства, и ни о какой модернизации отечественной промышленности речь уже не пойдет: европейское сообщество будет заинтересовано в развитии собственных предприятий и сбыте на территории России своей продукции по своим жестким нормам. Нас просто задавят.

   Уерена, в случае с отечественной промышленностью спасительным механизмом, который «запустит» восстановление, является государственно-частное партнерство.

   Н вступление в ВТО, не игра по чужой указке – а поддержка со стороны государства! В чем она может выражаться? В случае с нашим горнозаводским округом, где есть колоссальный производственный и научный потенциал, оправданно создание неких кластеров, технопарков, реализация масштабных программ поддержки, выделение грантов, субсидий для развития производства и инфраструктуры, привлечение инвесторов. Отрадно, что эта работа уже ведется губернатором Челябинской области Михаилом Валериевичем Юревичем.

   Кк производственник считаю, что сегодня государство должно проявить волю к консолидации разрозненных предприятий, сплотить их, поддержать. Помните известное – «пока мы едины, мы непобедимы»? Тезис этот актуален как никогда. Нужно объединяться в масштабах родного города, области, страны, консолидировать усилия по восстановлению своей экономики, а не рваться во Всемирную торговую организацию.

   

   Вктор Ардабьевский, председатель совета директоров ОАО «МиассЭлектроАппарат»: «В калашный ряд?»

   – Об экономических последствиях вступления России в ВТО нельзя говорить однозначно. Думаю, будут и свои «плюсы», и свои «минусы».

   Вчисле «плюсов» озвучивается беспрепятственный выход России, российских товаров на рынки других стран. Отсутствие барьеров в торговле, конечно же, положительно скажется на работе тех, кто поставляет свою продукцию или сырье за рубеж. Но вот что касается нашей промышленности, большинства основополагающих ее отраслей, получая выходы на новые рынки, она не сможет воспользоваться открывающимися возможностями. Не по зубам нашим предприятиям будут серьезные фирмы, которые обладают не только технологиями и высоким уровнем организации производства, но и достаточными ресурсами для конкурентной борьбы, для продвижения своих товаров.

   Втупление в ВТО ставит Россию перед необходимостью в ближайшие годы уравнять свои внутренние цены на энергоносители с мировыми ценами. Понятно, что это отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к снижению конкурентоспособности. Ведь подав-ляющее большинство российских предприятий машиностроения сегодня эксплуатируют оборудование начала двадцатого века или – в лучшем случае – его середины. То есть это малопроизводительное, затратное, энергоемкое оборудование, а значит, устаревшие технологии.

   Втупление России в ВТО создаст еще лучшие условия для появления на внутреннем рынке дешевого импорта. Что будут делать относительно слабые российские предприятия? В большинстве случаев – сокращать объемы производства и увольнять сотрудников. Более эффективные меры – это снижение себестоимости продукции за счет использования новых технологий и переоборудования производства. Но это меры стратегические, такие решения должны приниматься заблаговременно. Тогда можно говорить и о повышении производительности и эффективности работы оборудования, об оптимизации бизнес-процессов, о снижении себестоимости за счет снижения энергопотребления и переходе на энергосберегающие технологии.

   «Миассэлектроаппарат» в этом году всерьез занялся энергосбережением. Тем самым мы включились в реализацию областной программы повышения энергетической эффективности экономики. Энергосбережение – это одно из стратегических направлений в развитии нашего предприятия. Повышение энергоэффективности производства позволит нашему заводу значительно оптимизировать расходы. Один из самых серьезных резервов – экономия тепла. Мы уже закупили оборудование, провели необходимые подготовительные работы для того, чтобы отопительный сезон начать с собственной газовой котельной. Готовим программу по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Но эта работа требует от предприятия больших финансовых затрат, дается нелегко для завода. И нет ощутимой поддержки со стороны государства.

   ВО практически запрещает проводить собственную промышленную политику, то есть оказывать любую поддержку промышленности со стороны государства. С учетом нынешнего отношения государства к малому бизнесу, незаинтересованности в его развитии можно ожидать, что и здесь будет гораздо больше «минусов», чем «плюсов». Не думаю, что государство на деле приложит серьезные усилия для создания комфортных условий для малого и среднего бизнеса после вступления в ВТО.

   Вчем может быть помощь от государства? Возможно, надо определить приоритетные для России отрасли и защитить их от дешевого импорта. Должна быть реальная поддержка тех предприятий, которые занимаются модернизацией. Сегодня на деле такой поддержки нет, нет реальных льгот при налогообложении и при экспорте товара, зато есть, к примеру, постоянный рост тарифов на энергоносители.

   Уерен, что России все же не стоит торопиться со вступлением в ВТО, несмотря на политические выгоды. Нужно сначала «подтянуть» наше производство. Пусть не до среднемирового уровня, но чтобы это и не было прошлым веком. А настоящую цену вступления России в ВТО мы узнаем только после этого вступления.

   

   Влерий Панов, депутат Государственной Думы РФ, президент Челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС»: «Основа основ – социальная ответственность»

   Кнастоящему времени Всемирная торговая организация насчитывает более 140 стран-участниц, на которые приходится почти 97% мировой торговли. Практика работы в рамках ВТО, в первую очередь, означает наличие у государств истинно экономических категорий – цивилизованных методов и форм внешнеторгового обмена.

   Иея о вступлении России во Всемирную торговую организацию получила системное развитие и практическое воплощение во многом благодаря конструктивной и взвешенной позиции Президента РФ Дмитрия Медведева. Сегодня мы все наблюдаем, на мой взгляд, заключительную фазу этого процесса.

   Преговоры по вступлению России в ВТО, как свидетельствует предварительный план председателя рабочей группы Стефана Йоханнесона и информация департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, могут завершиться к заседанию Генерального совета ВТО 14–16 декабря 2011 года. После завершения переговоров по присоединению России к ВТО рабочая группа должна будет подготовить и сверить полный пакет документов и представить его вместе с рекомендацией о принятии Генеральному совету ВТО. Дальнейший процесс носит технический характер и будет выглядеть примерно так: Генсовет, который собирается на заседание примерно раз в два месяца, должен утвердить эти документы и принять Россию в организацию, после этого все документы будут внесены на ратификацию в российский Парламент, на которую обычно уходит три–пять месяцев, а через 30 дней после подписания ратификационных документов Президентом Россия станет членом ВТО.

   Вождение России в ВТО подразумевает первоочередные мероприятия по либерализации торговли и изменению доступа к внешнеторговым рынкам, установление единых технико-технологических стандартов, а так же оперативное приведение национального законодательства к стандартам торговой организации. Все эти мероприятия потребуют от России реформирования экономической сферы и комплексных институциональных изменений.

   Ме также хотелось бы более подробно остановиться на социальном аспекте вступления в ВТО, который нередко приносится в жертву передовым экономическим показателям. Нельзя забывать, что основой основ всех экономических процессов в рамках ВТО и входящего в нее российского рынка была и остается социальная ответственность бизнеса и государства.

   Оним из последствий вступ-ления России в ВТО может стать рост неравенства в распределении доходов населения федеральных городов и экспортноориентированных регионов по сравнению с регионами, наименее включенными в глобальный обмен товарами и услугами. Здесь чрезвычайно важна глубокая корректировка методов оценки неравенства по доходу с учетом регионального фактора, на основе которой будет разработана новая адекватная социальная и тарифная государственная политика.

   Плноценно управлять процессами глобализации невозможно, но смягчение ее негативных последствий должно стать одним из приоритетов региональной политики России. Уже сейчас идет процесс внесения необходимых уточнений в переговорные позиции и выработка мер, способствующих снижению издержек для проблемных регионов и городов при вступлении России в ВТО.

   

   Влентин Коган,лауреат Государственной премии, почетный гражданин Миасса: «Для машиностроения – это беда!»

   Т, что мы читаем и слышим, можно поделить на высказывания двух категорий людей: политиков и экономистов. Я склонен больше доверять экономистам.

   Ооснование высказываний политиков в пользу ВТО, как правило, сводится лишь к тому, что «Надо!..», «Будет выгодно!..». А вот экономисты (например, Сергей Глазьев, Евгений Ясин, Михаил Хазин и другие) высказывают очень серьезные сомнения. Давайте порассуждаем.

   Впрошлом году в стране был колоссальный неурожай. Правительство запретило экспорт зерна, благодаря этому страна не испытывала никаких затруднений ни с хлебом, ни с его ассортиментом. А если бы мы были в ВТО?.. Ведь там никаких запретов быть не может, рынок свободный, таможенное пространство единое.

   Ворой пример. Мировой финансовый кризис. Правительство ввело заградительные пошлины на автомобили. То есть практически прикрыло импорт автомобилей. Китайцы в прошлом году выпустили порядка 18 миллионов единиц автомобильного транспорта, из которого 6 миллионов грузовиков. Не было бы заградительных пошлин, все это хлынуло бы к нам, и что тогда стало бы с остатками нашей автомобильной промышленности?

   ВСМИ звучит цифра, что износ основных фондов в машиностроении составляет 80 процентов. Это очень скромная цифра. Вот взять, к примеру, мой любимый АЗ «УРАЛ» -- оборудованию завода уже больше 50 лет. В конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века мы переоснащали завод в связи с выпуском автомобилей «Урал», но и сегодня весь технологический процесс продолжает строиться на оборудовании середины прошлого века. Конечно, что-то периодически приобретается, но все это единично. И АЗ «УРАЛ» – это лишь частный пример, такая картина по всей стране. Возьмите тот же «ЗиЛ», ведь погиб завод. Не так давно прочитал, что на этом автогиганте в прошлом году было выпущено всего 1600 автомобилей и пять автобусов. А сейчас его территорию распродают... Что с нами будет?

   М меняем машины, меняем объекты производства, а оборудование остается старым. Конечно, можно сказать: «Переоснастим...». Но как мы собираемся это делать, если наша станкостроительная промышленность погибла почти на 100 процентов? Я хорошо был знаком со станкопромом, был на большинстве заводов, которых сейчас уже нет. Так что переоснащать придется только за счет импорта, а это колоссальные деньги.

   Пэтому вступление в ВТО для машиностроения, которое сильно отстало и является неконкурентоспособным – это беда! Конкурировать с зарубежными аналогами мы просто не сможем.

   

   Вадимир Александров, председатель СХПК «Черновской»: «Мы – на другом этапе развития»

   Педстоящее вступление в ВТО для селян пока не имеет каких-либо четких очертаний, поэтому говорить сейчас о последствиях этого судьбоносного решения очень сложно.

   Содной стороны, есть ощущение, что всемирная интеграция неизбежна, но в то же время каждое правительство старается все-таки своих селян не оставить без работы. Наше сельское хозяйство переживало непростые времена и только сейчас, можно сказать, более-менее стабилизируется, начинает двигаться вперед в вопросах зерновой продукции, есть успехи и в производстве мяса птицы, свинины.

   М же, как молочное хозяйство, от этого вступления в ВТО особого оптимизма не ждем. Ведь требования санитарии и ветеринарии Европы отличаются от российских, поэтому здесь могут возникнуть какие-то заградительные решения. Как будет работать схема, сложно представить.

   Сдругой стороны, выход на российский рынок передовой зарубежной сельхозтехники станет более доступным, что нам, конечно, не помешает. А в основном сельское хозяйство, думаю, как и вся Россия в целом, будет испытывать сложности, ведь мы технологически все равно находимся на другом этапе развития, и нам будет очень сложно сразу перестроиться.

   Оень хотелось бы, чтобы я ошибался. Но то, что я сказал – не мной придумано, об этом же говорят виднейшие экономисты.

   Писоединение к ВТО – не гарантированное расширение доступа к ресурсам, это лишь инструмент для обеспечения такого доступа. Поэтому экономические и социальные последствия от вступления в ВТО во многом будут зависеть от приоритетов внутренней и социальной политики нашего государства. Так или иначе, коренные институциональные реформы становятся неизбежными. Будут выигравшие и проигравшие, наша задача сегодня – четко это понимать и начинать действовать так, чтобы издержки от вступления в ВТО на национальном и региональном уровнях были как можно меньше, а выгоды как можно больше.



назад

Яндекс.Метрика