последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

29 марта 2002 г.
№ 23

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

СЕВЕРНЫЕ ПЕЧИ

   Сою историю этот поселок ведет с начала 30-х годов прошлого века. С развитием металлургических предприятий Златоуста возросла необходимость в большом количестве древесного угля, который применялся как топливо для доменных печей, вагранок. Получали этот уголь при сухой перегонке древесины (пиролизе) в специальных печах без доступа или при очень малом проникновении воздуха. Температура в них поднималась до 450 градусов по Цельсию.

   Пнятно, что строили такие печи поближе к лесным массивам, в местах необжитых. Учитывался, конечно, и способ доставки бревен к печам. Поэтому выбор площадки в излучине двух речек – Миасса и Куштумги – был не случаен. Северными печами тогда называли место работы лесорубов, сплавщиков и углежогов, подчеркивая его географическое положение по отношению к Миассу и Златоусту. Работали здесь, как сейчас бы сказали, вахтовым методом. Семьи в основном жили в Тургояке. Позже поставили несколько жилых бараков для углежогов и на делянах, где заготавливали лес. Строить жилые дома разрешили уже в 50-е годы. А за местом этим так и закрепилось название – Северные Печи. Для лесного поселка, согласитесь, не совсем звучное и вовсе уж не романтичное. Заброшенные печи простояли до 70-х годов, а три барака довоенной постройки сохранились и доныне. И сегодня ничто не напоминает, почему и как создавался здесь поселок: нет ни памятников, ни мемориальных досок. Только память старожилов хранит те далекие дни. Но и самих ветеранов с каждым годом становится все меньше.

   

   Большая семья Андриановых

   Сарейшему жителю поселка Николаю Петровичу Андрианову 1 февраля исполнилось 95 лет. Поздравили его с такой датой и представители лесхоза, где проработал он всю свою жизнь. Отрадно и дожить до такой даты, и узнать, что новое поколение помнит о стариках. Подарок и добрые слова – лучше всякого лекарства.

   Сженой Анной Михайловной Николай Петрович приехал сюда в 1934 году из Сибири, куда их семьи были сосланы, как кулацкие, из Башкирии. В свои родные места возвращаться не решились, а тут нужны были рабочие руки. Приезжавших расселяли в близлежащих поселках: Тургояк, Куштумга, Заозерный. Сначала на южном берегу Миасса выстроили четыре маленькие печи, а вскоре закурили дымом уже 14, каждая до ста метров в длину.

   — Первые бараки ближе к войне поставили на улицах Клубной и Октябрьской, — рассказывает Николай Петрович. – Стали строить жилые бараки в кварталах 67 и 72, для семей лесорубов. Оттуда, с верховья рек, и сплавляли сюда лес. Сам-то я на печах не работал, больше механизацией труда занимался. Бензопилы ремонтировал в леспромхозе даже после ухода на пенсию.

   Тудолюбие – отличительная черта всей большой семьи Андриановых. Вырастили они с женой пятерых детей, восемь внуков помогли поставить на ноги. Золотую свадьбу успели отпраздновать, да вот в прошлом году покинула этот мир верная его Анна Михайловна. А как она гордилась, что все дети и внуки имеют высшее техническое образование! Светлая память о ней и в поселке осталась.

   — Только в 90 лет от последнего бычка отказался, а так все сам по дому делал и траву косил, — продолжает за отца Владимир Николаевич, — теперь, конечно, трудно ему, так мы – дети – постоянно дежурим, в больницу возим, когда приболеет.

   См Владимир Николаевич тоже уже на пенсии, 30 лет в ГРЦ отработал испытателем. Кавалер ордена «Знак Почета». Северные Печи – для него и его четверых сестер и братьев – малая родина.

   — Что было удивительно: долго не разрешали строиться, — рассказывает он. – До середины 50-х ходили пешком в школу № 2 в Тургояк или жили у кого-то из знакомых на квартире. Здесь только начальная школа была. А места вокруг какие богатые были! Охотники на косачей далеко не ходили, а мы, ребятишки, на зайцев петли ставили прямо рядом с бараками.

   Влеспромхозе вместе с отцом работала и старшая дочь с дивным и редким по нынешним временам именем Евстолия. А разрешение на заготовку леса для постройки собственного дома получили только в 1954 году.

   Соит он в ряду других, ничем особо не отличный. Добротно рублен на века, чтобы внуки и правнуки знали — откуда пошел род Андриановых. А патриарху судьба подарила возможность не только вырастить 13 правнуков, но и поприветствовать приход в этот светлый мир двух праправнуков.

   Весенние заботы и радости

   Пзнакомил нас со старожилом староста поселка Александр Мерясев. Работает он слесарем в ЖКХ «Центральное», а год назад односельчане на сходе ответственное общественное поручение дали. Живет здесь Александр Михайлович 30 лет. Вместе со всеми переживает, глядя, как угасает жизнь в поселке.

   Ндавно только решили городские власти не закрывать школу. Здание постройки середины 50-х вполне еще в сносном состоянии, а возить 70 детей в школу машгородка – хлопотно и накладно. Библиотека и медпункт ютятся в старом бараке. Но и то хорошо, что за первой помощью далеко бежать не надо. Приезжают и детские врачи. А уж если у кого что серьезней заболит... Осталось в поселке два телефона: в школе и лесхозе. Недавно вот старосте трубку радиотелефона выделили, разговоры Тургоякский поссовет оплачивает, в территорию управления которого входят поселки Северные Печи и Михеевка. Понимая односельчан, Александр Михайлович на воротах своего дома электрический звонок приладил, чтобы кому надо срочно позвонить к нему шли, все-таки ближе. Сельские жители – люди совестливые, лишний раз старосту не беспокоят. Но вот в лесхоз по просьбе пенсионеров несколько раз ездил, чтобы справки восстановить для перерасчета пенсии. Жаль стариков. Путь-то не ближний.

   Рйсовый автобус до сих пор ходит только до моста, ставшего своеобразной границей между городом и селом.

   — Клуб открываем только по субботам, — продолжает экскурсию по поселку староста Мерясев. – Небольшой ремонт с помощью ребят сделали. Устанавливают обогреватели и дискотеки проводят. А больше и пойти некуда.

   Мртовское солнце весело отражается в лужицах. Радуется ребятня весне. А самые хозяйственные (на фото) уже свой летний транспорт готовят. Да вот только прокатиться с ветерком на верном велосипеде им не скоро придется.

   — Приезжайте в апреле посмотреть на наши улицы, — грустно говорит Александр Михайлович. – Тут только грейдер проедет. Хотя щебень для отсыпки уже завезли. Поэтому и электролампочки пока не вешаем, бережем к распутице. Но грязь – это еще не та беда. Определили места для сбора мусора, но... Да еще и с машгородка возят и бросают где попало.



назад

Яндекс.Метрика