последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

29 ноября 2006 г.
№ 90

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

В музыке революции нет колокольного звона...

   Црковь и власть. Начиная со времен крещения Руси их взаимоотношения никогда не были простыми и однозначными. Как известно из отечественной истории, если экспансия извне побуждала клириков и государство к единению, то внутренние междоусобицы и социальные катаклизмы всегда вносили в диалог сторон известную долю драматизма.

   Н стали исключением и события 1917 года, до основания потрясшие государство Российское, когда менялся не только политический строй, но и рушились нравственные устои, духовные ценности, еще вчера казавшиеся незыблемыми. Это был тот парадоксальный период, который наш классик в своей знаменитой трилогии охарактеризовал как «ни царя, ни Бога». Когда, по выражению того же классика, народ–богоносец превратился в народ–богоборец.

   Ккую позицию в феврале 17–го заняла Православная церковь, так же, как и вся Россия, оказавшаяся на перепутье? Согласимся, нам более известен тот период, когда после большевистского переворота начались жестокие гонения на священнослужителей и верующих, зато сплошным белым пятном представляется временной отрезок с февраля по октябрь 1917 года. И не потому, что архивных документов недостаточно, а потому, что слишком щепетилен этот вопрос в нашей истории, слишком труден он для осмысления.

   Сбственно довод этот не стал препятствием для нашего земляка, доцента электротехнического факультета Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета Михаила Бабкина. В этом году в московском издательстве «Индрик» тиражом 1300 экземпляров вышла его книга «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году». Это сборник материалов и архивных документов, проливающих свет на многие, дотоле малоизвестные события из истории Русской православной церкви. Документы эти, из архивов двух российских столиц, легли в основу кандидатской диссертации нашего земляка, которую он с блеском защитил в 2003 году. По основному образованию Михаил Бабкин не историк: он окончил физический факультет МГУ, а затем аспирантуру на кафедре истории и политологии Московского государственного университета управления. В настоящее время – докторант МГУ.

   Всборнике документов Бабкина – выдержки из определений, указов и посланий Священного синода, проповедей и распоряжений епископата, обращений духовных консисторий, резолюции съездов православного духовенства и мирян, телеграммы епископата РПЦ новой власти, Священному синоду и подведомственному духовенству, призывы и воззвания местного духовенства к сопастырям и пастве и так далее.

   Дкументы отражают, насколько велик был накал страстей в развернувшихся среди архипастырей, пастырей и мирян различных епархий РПЦ дискуссиях по поводу свободы, которую власть в новых политических реалиях должна была даровать не только народу, но и церкви, степени ее самостоятельности в стране, роли в государственной системе управления.

   Вемя все расставило по своим местам. Кто в этой ситуации оказался более прав и прозорлив, очевидно. Кровавые события братоубийственной гражданской войны, жестокие гонения на церковь, массовые репрессии, которым наряду с другими нашими согражданами подверглись и духовные пастыри, – все это было еще впереди. За позднее прозрение народ заплатил неимоверно высокую цену.

   Ева увидя свет, книга оказалась востребованной среди православной и научной общественности, студентов и школьников, а также всех, кто интересуется историей страны и Русской православной церкви. Эксклюзивное право оптовой реализации книг издательства «Индрик» принадлежит галерее «Нина». Весь тираж в Москве и северной столице разошелся вмиг. О книге уже появились рецензии в солидных журналах и отзывы на интернет–сайтах. Рейтинг книги среди читающей публики настолько высок, что сейчас к выпуску готовится второе издание.

   


О. БЕЛЯКОВА.

   



назад

Яндекс.Метрика