Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 7 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 17 января 2007 года

Забытая «Эмка»

   О знаменитом уральском грузовике не сохранилось практически никаких сведений

   Перед вами — страница автомобильной истории Урала. Истории во многом

   неизвестной, но уже утраченной.

   Сдьба этого грузовика полна противоречий: сведений о нем в справочниках почти нет, хотя было выпущено 192 тысячи машин. За полгода до производства Совмин СССР уже принял решение о прекращении его выпуска (!), однако грузовик «УралЗИС-355М» продержался на конвейере 7 лет. Он мало встречался в европейской части СССР, а поступал в основном на Урал и в Сибирь.

   Плвека назад с конвейера в Миассе стал сходить «УралЗИС-355М». Это был обновленный «ЗИС-5» — легендарный «Захар», прошедший всю войну. Машина получила долгожданную отапливаемую кабину, новую «внешность» и мощный двигатель, сохранив при этом простоту и безотказность знаменитого «ЗИС-5». Но выпускали его недолго, — уже «просились» на конвейер новые трехосные «Уралы». И все же «УралЗИС-355М» успел завоевать хорошую репутацию своей надежностью, выносливостью, проходимостью. «Машина великолепная, — говорили шоферы, — по любой грязи тянет, сколько ни нагрузишь (хоть 5, хоть 6 тонн), безотказная. А движок в 95 л. с. — вообще «зверь». Грузовик именовали по-разному: и «УралЗИС-355М», и «Урал-355М», и «УралАЗ», а в народе ласково звали «Эмкой». По ходовым качествам «Эмка» превосходила своих «ровесников» «ГАЗ-51» и «ЗИЛ-164», и лишь количеством не могла тягаться с их миллионными выпусками. Многие водители-ветераны Алтая, Казахстана, Западной и Восточной Сибири до сих пор с восторгом и грустью вспоминают свои «Эмки». Часто от них слышишь: «Эх, если бы дали, еще бы и сейчас на ней поработал». И действительно, «УралЗИСы», сделанные на совесть, были прочны и «неубиваемы», хоть и работали в самых немыслимых условиях.

   Етественно, что и в Миассе было в те годы много «Эмок». Причем наряду с обычными эксплуатировались и очень редкие «местные» модификации: на строительстве (в ДРСУ и т. д.) работали самосвалы и «Эмки» повышенной проходимости с передним ведущим мостом, на нефтебазе — цистерны, в ПАТО использовались седельные тягачи с длинными полуприцепами, бравшие до 8-9 тонн за рейс (при «паспортных» 3,5 т!). В городе «Эмки» имелись также на гормолзаводе, хлебозаводе (фургоны), при ж/д станции, в райпо, коммунальном хозяйстве (мусоровозы, поливомоечные машины). Были они и в окрестных хозяйствах. По воспоминаниям очевидцев, еще в середине 1970-х годов по улицам Миасса ходил капотный автобус на шасси «Эмки», возможно даже не один, но больше, увы, никакой информации о нем нет.

   Н избалованные вниманием, «Эмки» служили долго и ушли незаметно. Время сделало свое дело: сейчас этих славных машин почти не осталось — лишь около десятка худо-бедно уцелевших бортовых экземпляров на всю страну, а от их «штучных» модификаций — вообще ничего: ни самих машин, ни даже фотографий… Лишь изредка «оживают» они в воспоминаниях старых шоферов.

    Уважаемые читатели! Автор работает над книгой об уральских «Эмках» и обращается за помощью: если у вас найдутся старые фотографии, где в кадр попал «УралЗИС-355М» (или «Эмка»), особенно самосвалы, цистерны, тягачи, автобусы (!) и другие их варианты, или вам есть что рассказать о них,пишите по адресу: 656054, г. Барнаул, ул. Г. Исакова, д. 203, кв. 98, Соколову Михаилу или звоните по тел. (8) 913-226-40-40.

    Возврат всех материалов гарантируется.

   


Михаил Соколов



назад


Яндекс.Метрика