Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 83 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Понедельник, 12 мая 2008 года

Роковая станция

   В военном 43-м под поселком Хребет произошла железнодорожная катастрофа

   В марте 1943-го на станции Хребет, находящейся между Златоустом и Миассом, произошла железнодорожная катастрофа, унесшая жизни нескольких сотен людей. Многие годы подробности этой страшной трагедии держались в тайне. Сегодня некоторые из них стали известны.

   Пнсионерка Евгения Григорьевна, много лет разыскивающая родственника, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, как-то обратилась ко мне: «Работаешь в городской газете, может, посодействуешь? Куда я только ни писала, пытаясь найти дядю, все тщетно. Недавно узнала, что в окрестностях Златоуста в 1943-м поезда столкнулись. Говорят, много солдат тогда погибло. Вдруг дядя мой ехал в одном из них?». История о столкнувшихся поездах заинтересовала, да и захотелось помочь женщине.

   Пожар в теплушках

   Нйти очевидцев железнодорожной катастрофы так и не удалось. Видимо, все, кто имел к ней отношение, давно покинули этот свет. Но они не смогли унести с собой историю, многие годы находящуюся под грифом «Секретно».

   Борис Сарычев поступил на станцию Златоуст начальником восстановительного поезда в 1968 году, сменив на этом посту Василия Башкирова. Как-то поинтересовался у него: «Каково было работать в войну?» в ответ же услышал страшную историю.

   Мжду Златоустом и Миассом есть станция Хребет. 3 марта 1943 года там остановился эшелон с молоденькими морячками. Везли их на Дальний Восток.

   Вгоны в те времена были двухосные — теплушки. Чтобы согреться, день и ночь моряки топили буржуйки, оборудованные тут же в вагонах.

   Была ночь. Вдалеке показались огни приближающегося к станции поезда. Это был товарняк, который несся на большой скорости, все стремительнее надвигаясь на теплушки, где мирно спали моряки.

   Првым товарный поезд заметил дежурный:

   — Куда ты несешься? …В эшелоне люди!

   Н машинист не видел ни сигналов дежурного, ни стоящего на его пути поезда... На огромной скорости товарняк въехал в последний вагон эшелона. От сильного удара деревянные вагоны, как игрушечные, взлетели вверх, а потом обрушились друг на друга. Из-за развалившихся буржуек в теплушках начался пожар. Огонь пробовали тушить с паровоза, но он разгорался все сильнее.

   Псле начальник восстановительного поезда Башкиров долго удивлялся, как он сумел в создавшемся хаосе заметить лежавшего на земле молодого паренька, пытавшегося высвободиться из-под груды вагонных обломков:

   — Помоги, дядя! Нога застряла! — попросил морячок.

   «Как же тебе помочь, бедолага?» — подумал Башкиров. Единственным выходом казалось одно: острым лезвием перочинного ножа Башкиров перерезал сухожилия и раздробленную кость и спас жизнь юному моряку.

   Тй ночью удалось выжить немногим. Разбушевавшийся пожар, с которым боролись до утра, унес жизни нескольких десятков, не успевших даже понюхать пороха, моряков. Все погибшие похоронены в Златоусте на Сорочьей горе.

   Виновная

   Итория, рассказанная Борисом Сарычевым со слов бывшего начальника восстановительного поезда Василия Башкирова, схожа с теми, что удалось услышать от жителей Златоуста. И относительно виновника трагедии существует лишь одна версия.

   — Мужчин в 1943-м году катастрофически не хватало, — рассказывает Юрий Окунцов, — поэтому вся мужская работа ложилась на плечи женщин. Вот и здесь товарняк вела женщина-машинист. Неопытность, да еще и нагрузка очень большая. В общем, уснула она. На несколько секунд отключилась — и все, поезд пошел под откос.

   Т, кто в 1943-м работал на станции Златоуст, утверждают также, что машинистка поезда была беременной, именно поэтому ее пожалели и осудили лишь на 5 лет. Но существует и другая, «безжалостная» версия, по которой ей дали 10 лет лагерей.

   Причины трагедии

   Дкументов, которые бы пролили свет на хребтовскую трагедию, практически не сохранилось. В городском архиве есть лишь небольшие упоминания о ней, а в Златоустовском военкомате хранятся списки погибших моряков. Именно поэтому до сегодняшнего дня истинной причины трагедии не удалось выяснить никому. Одни говорят, что это последствия невнимательности беременной машинистки. Другие — что был неисправен семафор. Третьи — что не успели перевести стрелку. Еще отмечают, что участок дороги вдоль Хребта всегда считался одним из самых трудных. Линия железной дороги здесь делает четырехкилометровую петлю, и зачастую подъем от станции Хребет до станции Уржумка могли преодолеть не все поезда, поэтому составы водились двойной тягой.

   Вдалеком 43-м, видимо, как и сегодня, не было ясности и в виновности бригады товарного поезда все же сомневались. Именно поэтому их и не расстреляли.

   Сорочья гора

   Пгибших в железнодорожной катастрофе похоронили в братской могиле на Сорочьей горе. Здесь же установили памятник. 23 года назад, в канун 40-летия Победы, останки военных моряков перезахоронили, установили новый монумент. Он располагается на открытом месте перед старым кладбищем, буквально в нескольких метрах от железной дороги. На центральной плите надпись: «Здесь похоронены советские воины, умершие в 1942-1944 годах от ран в госпиталях Златоуста, и военные моряки, погибшие 3 марта 1943 года».

   Впамять о трагически погибших в марте 1943 года советских воинах на здании железнодорожного вокзала планируется установка мемориальной плиты. По словам помощника начальника Миасской автошколы РОСТО (ДОСААФ) Виктора Шестакова, который является инициатором этого мероприятия, скорее всего, она будет установлена ко Дню военно-морского флота.

   P. S. В братской могиле на Сорочьей горе похоронен не один десяток советских воинов. Но в этом большом списке Евгения Григорьевна не нашла нужную фамилию.

   


Юлия МЫЗНИКОВА.



назад


Яндекс.Метрика