Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 86 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 15 мая 2008 года

Не дворянский род. Просто крестьяне

   Школьница Настя Овчинникова разузнала историю семьи до 15-го колена

   Как-то так получается в нашей жизни, что историей своей семьи мы начинаем интересоваться слишком поздно, когда старших родственников уже нет на свете и некому поведать нам, куда ведут корни родового дерева. Вот тогда начинаем жалеть, что в свое время не приставали с расспросами к бабушке и дедушке, и приходит запоздалое раскаяние. А уж ничего не поделаешь…Однако бывает и по-другому.

   Сажите, сколько поколений родственников вы можете назвать? В крайнем случае прадедушку, так? А вот десятиклассница школы № 4 Настя Овчинникова, ставшая сначала победителем городской конференции НОУ, а позже региональной научно-практической конференции учащихся «Интеллектуалы XXI века» в номинации «Краеведение», сумела раскопать историю своей семьи аж до 15-го (!) колена. А помогли ей в этом родители и в первую очередь мама:

   — Моя девичья фамилия Бородина, родом я из Новотагилки, — рассказывает Алла Павловна Овчинникова, научный сотрудник городского краеведческого музея. — Часто встречала в архивных документах упоминания о Бородиных. Позже научный сотрудник музея Галина Михайловна Наумова нашла в златоустовском архиве «Ревизскую сказку Новотагильской деревни», в которой среди жителей упоминается Осип Бородин, являющийся моим прапрадедом. Его семья была одной из тех пяти, которых переселили в наши края с нижнетагильских заводов. Находка меня обрадовала, но я посчитала, что искать свои корни глубже нет смысла, в Нижнем Тагиле народу-то было!

   Задел для работы

   А дальше история развивалась так. На одну из встреч родоведческого клуба Г. Наумова пригласила Настю и сказала: «Посмотри, какой у тебя задел хороший для работы!» Школьница заинтересовалась необычным предложением.

   — Моя учительница Надежда Глебовна Казанцева предложила написать научную работу по этой теме и начать с составления словаря незнакомых слов, — вспоминает сегодня Настя. — Первое незнакомое понятие, которое мне встретилось, было «мастеровые». В Интернете нашла сайт «Мастеровые Невьянского завода», и тут оказались фамилии всех первых переселенцев — Кушновы, Бородины, Балакины, Шляхтины, Пуповы.

   …Никакое научное исследование невозможно без работы с архивными документами, а потому Настя с мамой поехали в златоустовский архивный отдел. «Ревизская сказка о мастеровых Оренбургской губернии Троицкого уезда Новотагильской деревни, подведомственной Златоустовскому казенному заводу. 1834 год» — толстенную книгу с таким названием положила перед современной девчонкой заведующая читальным залом Наталья Александровна Осипова. Листая высохшие зеленовато-голубоватые страницы, Настя словно унеслась на два века назад. Каллиграфическим почерком с непривычными взгляду завитушками и росчерками неизвестный чиновник в списке под номером семь перечислил состав семьи Осипа Бородина.

   Знимаясь изучением истории своей семьи, Настя узнала о том, что ее предки были людьми сильными и выносливыми, занимались горными работами, углежжением, добычей золота и драгоценных камней. Ее пра-прадед, Карп Осипович, по словам местных жителей, открыл богатую золотую жилу в районе деревни.

   Были Бородины старообрядцами, семьи имели большие, дома строили добротные. До сих пор на центральной улице Новотагилки стоит дом, построенный в начале прошлого века Настиным прадедом Мартемьяном Карповичем Бородиным. По рассказам родственников, Мартемьян был небольшого росточка, сухонький, жилистый, но очень веселый и компанейский, не зря же на редких сохранившихся фотографиях он всегда в центре. И еще он был, вероятно, человеком неробкого десятка, иначе не получил бы на первой мировой войне Георгиевский крест.

   Втом же архиве был обнаружен и документ с ранее неизвестной датой основания деревни Новотагилка. До сих пор во всех официальных источниках упоминается 1820 год, а в «Ведомости селений по деревням Куштумгинской, Тургоякской и Новотагильской» указан 1818-й. Может быть, эта дата заинтересует краеведов и жителей села, ведь по новым данным выходит, что нынче у новотагильцев юбилей.

   От прозвища Борода

   Нйденный в Златоусте документ позволил Насте составить довольно разветвленное древо семьи Бородиных, однако хотелось узнать, откуда пошла сама фамилия, и, если возможно, копнуть еще глубже.

   Педполагать можно было что угодно, но, как считает Настя, ей повезло. В Интернете нашлись данные о нижнетагильских мастеровых Гаевых, один из которых имел прозвище Борода. Впоследствии его дети стали носить фамилию Бородины, а в 1818 году одна из ветвей Гаевых-Бородиных была выслана на Златоустовские заводы.

   Нстя уже не могла остановиться в своих поисках и узнала, что Гаевы не только одна из первых семей Нижнего Тагила, но и старейшая русская семья на Урале вообще.

   — На сегодняшний день точно известны родственники до восьмого колена, для подтверждения родства остальных необходимо найти лишь документ, соединяющий одно недостающее звено в цепочке. Поэтому летом обязательно поедем в Свердловский архив, — говорит Настя. — Работа настолько захватывающая, что жалею, почему раньше за нее не взялась?

   Есть повод гордиться

   Азарт поиска, охвативший школьницу, задел и ее одноклассников. Ребята с неподдельным интересом расспрашивают, как попасть в архив, что там можно найти. А однажды Настя пришла за консультацией к своему научному руководителю во время урока в 11 классе. Выпускники, услышав фамилию Бородины, оживились: «А у нас тоже Бородины есть!» Оказалось, их двое, между собой не братья, но у одного корни точно уходят в Новотагилку. Парень забрал у Насти листок с древом рода и обещал что-нибудь разузнать у сельских родственников.

   — Наверное, любому интересно знать, кто его предки, — рассуждает Алла Павловна. — Когда дочка занялась этой работой, у нее появился огонек в глазах. Казалось бы, что такого особенного? Не дворянский род, просто крестьяне. Но это люди, привыкшие к труду, горщики, мастеровые. Есть повод гордиться принадлежностью к такому крепкому роду. И еще чувствую, что Настю окрыляет отношение других людей к проблеме рода. Где бы она ни выступала, всегда встречала понимание и интерес к своей работе. И сама теперь мимо любого однофамильца просто так не пройдет, а вдруг он наш родственник? Ведь не исключено, что в соседних домах тоже живут Бородины, и каждый при желании сможет внести свою лепту в построение общего для нас родового дерева.

   Связь через века

   Еть ли конец этой научной работе? Мама и дочь уверены, что нет. Пока тянется только одна веточка вглубь, но хочется протянуть ее и вширь. А кроме того, узнать, где кроются папины корни.

   — Зачем нам это нужно? — переспрашивает Алла Павловна. — Интерес к своему роду стал пропадать еще в годы репрессий, когда люди стали безжалостно обрубать дворянские корни, стараясь забыть о своих предках. Потом это поколение, которое знало и молчало, ушло, а вместе с ними ушла безвозвратно и история многих семей. Мы спохватываемся, а спросить не у кого. Помню, раньше в деревнях было принято вешать на стенку большую рамку, а в ней много фотографий. Альбомов тогда не было, потому что фотограф в деревню наезжал нечасто, да и стоило это, наверное, недешево. Но люди фотографировались и любовно наклеивали снимки в рамку. В детстве я любила залазить на сундук и подолгу рассматривала их. Это ведь не что иное, как связь поколений.

   


Наталья КОРЧАГИНА.



назад


Яндекс.Метрика