Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 212 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 13 ноября 2008 года

Миасский Макаренко

   Василий Маркович Савенко вписал яркую страницу в историю города

   Макаренко, Шаталов, Амонашвили, Караковский… Россия всегда славилась талантливыми педагогами-мужчинами. К этой когорте славных имен можно причислить и многих миасских учителей, один из которых — отличник народного просвещения Василий Маркович Савенко. Вечер его памяти состоялся на днях в музее народного образования.

   След на земле

   Пчтить память удивительного человека, оставившего яркий след в истории города, собрались в музее народного образования его коллеги, друзья, родственники, бывшие ученики. Видеокадры, запечатлевшие последние годы жизни Василия Марковича, его деятельность в рамках музея, встречи с молодежью и школьниками, создали ощущение, что Учитель незримо присутствует рядом с нами. Это впечатление еще больше усилилось после того, как участники вечера поделились своими воспоминаниями о необыкновенном педагоге.

   Всилий Маркович, уроженец Черниговской области, посвятил свою жизнь становлению и развитию миасского образования, пройдя путь от учителя физики до завуча, директора нескольких учебных заведений и заведующего гороно. Свой след на земле он оставил в виде конкретных дел и поступков, о которых помнят все, кому посчастливилось учиться у него или работать рядом.

   Взглавив школу № 17, В. М. Савенко построил производственные мастерские, школьный гараж, где проводились уроки автодела, географическую площадку, разбил пришкольный участок, но самое главное — поднял уровень обучения на качественно новый уровень. Учиться в школе стало престижно, ее ученики побеждали на городских и областных олимпиадах, легко поступали в вузы. Зимой по заведенной директором традиции приезжали в родную школу, рассказывали о своей учебе, агитировали старшеклассников поступать и потом поддерживали и опекали тех, кто становился студентом.

   Перестраивайтесь!

   Оработе в школе-интернате, директором которого Савенко назначили в 1963 году, сам он вспоминал так: «Когда я впервые приехал в интернат и прошел по спальням, то пришел в ужас: кровати поломаны, дети спят на полу, белье грязное, унитазы побиты. Детей много, около 600 человек. Воровство и бродяжничество процветало. Очередной ужас ожидал меня на первой линейке. Дети выглядели как отступающие французы 1812 года — обносившиеся, у кого рукава по локоть, у кого по колено… И вот этому контингенту я должен был стать отцом, кормить, одевать, учить, воспитывать. С чего начинать?»

   Ндолго думая, Василий Маркович собрал самых отпетых хулиганов, посадил их в машину и повез в Златоуст, в образцовый интернат. На обратном пути мальчишки, не выдержав долгого молчания, спросили: «Зачем вы нас туда возили?»

   «Вот тут-то, — рассказывал позже Савенко, — я и провел с ними хорошую доверительную беседу. Ребята стали моими первыми помощниками, прекратили ломать мебель, бить стекла, лампочки, рвать одежду».

   Всилий Маркович умел справиться с любой, самой трудной ситуацией. Причем решая одну, неожиданно находил другую, требующую его вмешательства. Попросил он как-то старших воспитанников интерната почистить свинарник, пообещал за работу по полкило конфет каждому. Дети работать не пришли. Собрал их снова и на этот раз сказал так: «Я тут человек новый, не знал, что вы конфет не любите. Поступим по-другому: сделайте то, о чем я вас просил, и завтра учителя не будут спрашивать вас ни по одному предмету!» Ребята хором: «Сделаем!» И, действительно, «вылизали» свинарник дочиста. А умный директор понял, что детям гораздо больше нравится заниматься грязной работой, чем учить уроки, и велел учителям: «Перестраивайтесь!» И педколлектив перестроился, изменив в первую очередь порядок самоподготовки, после чего дело пошло на лад.

   Главное, чтобы народ шевелился

   Рботая в школе № 30, Василий Маркович разработал и внедрил программы по переходу на кабинетную систему, по оснащению школы техническими средствами обучения, по введению прямой и обратной связи в кабинетах начального звена.

   Вт как об этом вспоминает работник образования Виктор Бочаров: «Школа № 30 была пионером строительства учебных кабинетов. Василий Маркович воодушевленно убеждал коллектив, родительский комитет, шефов в том, как необходимо иметь в классе много досок. Демонстрировал опытный образец в кабинете физики: доски разъезжались, раздвигались, открывались… До восьми учеников могли одновременно работать, как у В. Ф. Шаталова, об опыте которого недавно узнала вся страна. Несколько лет строили досочные кассеты с подиумами. Родители не выходили из школы. Денег в то время с них не собирали. Они несли с производства дерево, ДВП, ДСП, линолеум, пластик, текстурную бумагу, клей ПВА, стальные уголки, ролики.

   Сроили, строили… Еще не во всех кабинетах построили — новая «эпопея»: строительство шкафчиков, полочек, ящичков, стендов для наглядных пособий. Еще не везде доделали эту работу, а В. М. Савенко заставил систематизировать средства обучения в каталогах, в папках, на карточках…

   Н закончили систематизацию, как Василий Маркович организовал кампанию по применению ТСО. Будучи замом по воспитательной работе, я как-то высказал мнение, что скоро все построим и будем наконец спокойно работать. На что директор, не задумываясь, ответил: «Я все равно что-нибудь новенькое придумаю!» И процитировал Макаренко: «Остановка — смерть коллектива!» Я продолжил: «А если выяснится, что этого делать было не надо?» И он снова без запинки ответил: «Не имеет значения. Главное, чтобы народ шевелился. Так жить интереснее».

   Держи свою линию!

   Всилий Маркович был тем «центром мироздания», вокруг которого все вертелось и ходило ходуном. Но, занятый новыми идеями и их воплощением, он всегда находил время для общения с педагогами, к каждому подбирал ключик, умел и подбодрить, и пожурить.

   Бывший преподаватель школы № 30 Эмма Степанова вспоминает:

   — С ним было надежно. Он ценил всех, кто работал рядом, и уже от одного этого у нас, педагогов, будто крылья за спиной вырастали. Помню, пришел ко мне в класс: «Надо дать открытый урок!» Не хочу, говорю, надоело. Он кивает: «Понимаю. Но кто тогда, если не ты?» И все! Я уже с крыльями! А Василий Маркович пройдет по всем классам, со всеми так поговорит, и вот уже все крылатые, все на подъеме… Умел он нам настроение поднять. Бывало, заходим утром в школу, а он тут как тут: «Девчонки, анекдот хотите?» — «Хотим!» Расскажет, мы от души хохочем и с улыбкой расходимся по классам.

   …Особенно внимательно относился директор к молодым учителям. Нынешний начальник управления образования Михаил Энгельман припомнил, как, будучи на педагогической практике у Савенко, получил от него наставление: «Держи всегда свою линию!» и всю жизнь придерживался этого завета.

   А нынешний директор школы № 30 Тандира Султанова рассказала, как на вопрос Савенко «Ну что, выучилась?» она, тогда еще молодой специалист, бодро подтвердила: «Выучилась!» Василий Маркович, по-доброму улыбаясь, покачал головой: «Нет, дорогая, ты только начинаешь учиться!»

   Удя на заслуженный отдых, Савенко не забывал родную школу, постоянно наведывался в нее, тактично помогая преемнику дельными советами.

   Кк рассказывают коллеги и друзья, миасский Макаренко постоянно поражал окружающих своей эрудицией. По воспоминаниям бывшего работника гороно Нели Балабановой, однажды, когда делегация школьных директоров ехала на поезде в Магнитогорск, Иван Артемьевич Олейник и Василий Маркович Савенко всю ночь, сменяя друг друга, читали наизусть стихи Есенина и Маяковского.

   П общему мнению участников вечера, подготовленного руководителем музея Ириной Поносовой и председателем общественного совета музея Маргаритой Гурьевой, Василий Маркович Савенко — один из тех, о ком писал Н. Некрасов: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни…»

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика