Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 232 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Четверг, 11 декабря 2008 года

Зулкарнай

   Чтение энциклопедий — занятное дело и весьма полезное для развития мыслительных способностей, к тому же несет много познавательного. Ну, а если к этому еще и карта знакомых мест под рукой, вот тут-то память выхватывает вдруг близкие названия, начинает сопоставлять... Так, на карте середины XX века, больше похожей на план, село Смородинка, центральное отделение Черновского совхоза, обозначено было как Манатовка. А энциклопедия Башкортостана упоминала имя Шарифа Ахметовича Манатова... Возникло предположение, быть может, есть в этом какая-то историческая связь?

   Зтянувшаяся бесснежная и теплая осень не дает засидеться дома. С неодолимой силой тянет к лесным дорогам да горным увалам. В один из пасмурных дней оказались мы там, где старатели-золотари, русские и башкиры, веками в поисках фарта перерывали русла ручьев, где сливаются реки Иремель и Миасс, где есть недалеко деревня Кучуково. На каменистом склоне ее окраины, у дороги, загороженный жердями участок. Железная труба... журчит ручеек. Эх, Зулкарнай, Зулкарнай — горный ключ! Твои чистые струи веками шепчут о чем-то потаенном. Живительной влагой творишь ты этот мир, воспеваешь красоту земную. Ты помнишь многих, кто склонялся, чтобы испить твоей воды.

   

   Кучуковский изгнанник

   Вшкольном музее очень удивились: «Что вы! Нет, конечно. Прошлое название села ни в коем разе не связано с манатками — пожитками раскулаченных и направленных сюда на жительство переселенцев. Смородинку раньше называли Манатовкой по имени Газиса Манатова, одного из первых обитателей. Здесь, за рекой, на месте магазина стоял его дом. Вообще-то село ведет свою историю с 1932 года, с миасского подсобного совхоза «Золотопродснаба». Кем Газису приходится Шариф Манатов? Не знаем, не слышали о нем. Возможно, и родственник какой-то...»

   Шриф же Ахметович Манатов был в свое время известной личностью и у башкир, и в партии большевиков молодой страны Советов. Родился он в 1892 году в деревне Манатовка Курганской области. В 13 лет поступил в Уфимское медресе «Галия». Затем семинария в Семипалатинске, институт Бехтерева в Санкт-Петербурге. Студенческие сходки закончились связью с большевистской газетой. Эмиграция в Швецию, встреча с Лениным. После Февральской революции — Оренбург, Уфа. Входит в состав областного совета. С 17-го года меньшевик-интернационалист, с 18-го — член РКП (б).

   Мнатов — один из организаторов движения за автономию. Был и депутатом печально известного Учредительного собрания. В то время он уже глава правительства Башкортостана. В Питере еще одна встреча с Лениным, на которой он как глава правительства заверил председателя Совнаркома: башкиры и татары, мусульманские деятели встанут на сторону Советов, явятся немалою силой в борьбе против Дутова при признании автономии Башкортостана. Похоже, она была обещана. Создан Комиссариат по национальным делам, Манатов становится заместителем председателя.

   Н, а дальше... дальше почему-то Турция, подпольная работа. Позже представителем Наркомнаца РСФСР возвращается он в Уфу. С 1923 года — Туркестан и снова Уфа. В январе 1924 года назначается заведующим Академическим центром при Народном комиссариате просвещения БАССР. Но уже в сентябре 1924 года во время чистки советских учреждений от «нежелательных элементов» был освобожден от работы.

   Баку, Закавказье, Кыргызстан... В 1935 году все вернулось на круги своя — Урал, Манатовка, ныне Смородинка. Здесь жил, оказывается, его брат. После исключения из партии Шариф, опасаясь ареста, приехал к нему. Земляки утверждали — скрывался. Да разве скроешься от власти, не боящейся крови? После чистки партии к нему приклеился ярлык «националист Манатов». Вот почему его имя редко встречалось в исторической советской литературе.

   Оенью 1936 года Шарифа Ахметовича не стало. Смерть, можно сказать, спрятала его. Земля уральская упокоила. Похоронили его в деревне Кучуково. Тайно, глубокой ночью... В 1962 году Манатов был реабилитирован.

   Сгодня над его могилой памятник. Не забылся холмик. Нашли мы ее благодаря местным жителям. Золото опавшей хвои высоких лиственниц скупо припорошил снежок. Лишь рябина, столь обильная, пылала красными гроздьями. Прилетят скоро к ней свиристели, рассядутся на ветвях, рассыплют на снегу красные капельки ягод.

   Ах, Зулкарнай, Зулкарнай! Шепчешь ты, и сегодня шепчешь людям старую истину: нельзя остаться чистым, коснувшись грязи болот, нельзя построить счастье на несчастье других.

   Братское рукопожатие

   УСалавата Юлаева теплое, крепкое рукопожатие... по-башкирски, двумя руками, как объятие. У Салавата Юлаева красивый дом. Без преувеличения, самый красивый в округе. Не мал и не велик. Все в нем в меру. У Салавата Юлаева дружная семья — два сына и дочь. И дом срублен своими руками, и все до последней мелочи сделано им самим. Чистота и порядок во дворе, чистота и уют в доме. И хозяйка — красавица Зайтуна, Зоя по-русски.

   Пзнакомились мы лет десять назад. Приветливые хозяева жили в то нелегкое время девяностых своим трудом — коровы, лошадь, овечки. Совхоз развалился, а до пенсии еще было далеко. Благо дети подросли и помогали.

   Хзяин встретит, хозяин проводит — гостеприимный дом в Кожаево. И нам, русским, в этом башкирском доме всегда приветливо, радостно, уютно. Не успеешь переступить порог, а хозяйка уж самовар на стол ставит, угощенье несет — рада гостям. У Зои обычный хлеб вкуснее магазинных фирменных тортов. Здесь, в Кожаево, люди душой открыты. Честно, по правде живут. Друг другу в помощи отказать большим грехом считают.

   — Салават, откуда родом будешь?

   — Да в Кожаево родился.

   — И никуда не уезжал из родных мест?

   — Ненадолго в Миасс.

   — А работал где?

   — Сначала в совхозе, потом в миасском ЖКХ. Года два в городе прожил. Затем в лесхоз ушел. Горы у нас красивые.

   З окном крутобокий Уйташ. Лесистые склоны. У подножия журчит по камушкам Уй. Кони идут к водопою.

   — О Салавате-герое много ли знаешь?

   — Читал о нем, по телевизору часто показывают, стихи помню немного. Родина Салавата далеко отсюда, у Малояза.

   — А твоя фамилия откуда?

   — У отца родовая фамилия длинная была, и трудно было произнести ее по-русски. В 30-х годах, когда он получал паспорт, отцу предложили сменить ее на Юлаева — согласился.

   Нмногословен Салават. Но если коснешься истории тех мест: где тракт Екатерининский проходил, когда деревни здесь первые появились — точен и конкретен.

   Соит, наверное, добавить: узнали мы о том, что Салават дважды тезка национального героя, совсем недавно, когда из города в деревню Юлаевым привет передали.

   Де эти правдивые жизненные истории хочется закончить такой же невыдуманной нами встречей.

   Родная сторона

   Вдом родной спешат не только птицы. У крутой горной волны Уральской небольшие башкирские деревни, как раньше говаривали, считаются неперспективными. В сельских школах порой пять-десять учеников. Вот и разлетаются из них дети по «перспективным» городам.

   И Екатеринбурга спешила к отцу та молодая женщина. Село родное далеко от трассы... где пешком, а где на попутках приходилось добираться. С гостинцами шла — два тяжелых пакета в руках и сумка через плечо. Она уже не останавливалась, не махала машинам рукой, но мы затормозили. Не было радостным ее лицо от встречи с малой родиной, хоть светило в тот день яркое весеннее солнце. Первые слова пассажирки после «спасибо вам»: какой жестокосердечный все же наш народ. На удивленный наш взгляд пояснила: «Второй раз меня подвозят, но останавливаются только русские». Зная гостеприимство многих башкир, крайне изумились.

   Впути расспросили куда, к кому? «В Ильчигул, один отец остался. Помочь с огородом надо. А за вас я сегодня пойду молиться в мечеть». В памяти вдруг всплыла притча Христова. Рассказала и ей... о ближнем. Об ограбленном и избитом иудее, которому не помогли соплеменники, прошли мимо. Спас же его человек из презираемого иудеями рода. Кто ближний, ответь себе сам...

   Тперь, проезжая мимо сельской мечети, вспоминаем ту встречу.

   УСалавата-поэта есть стихи о стороне родной:

   Млая моя земля,

   Рки сладкие, поля,

   Березняк и чернотал,

   Внебо вздыбленный Урал.

   Н башкирского мы рода, но и о нашей земле поет башкирский певец. И мое сердце отзывается на протяжные звуки курая на праздничной поляне у могучих гор.

   Гловой под небо встал

   Вликан седой Урал.

   Эот сказочный простор

   Пиковал на век мой взор.

   P. S. Не раз интересовались, спрашивали, что значит название ключа — Зулкарнай? Отвечали: мужское имя. Но каждое имя в прошлом что-то значило — Добронрава, Святополк. И так же, как славянские, греческие, наши имена несут ту же весть... Жизнь — Зоя, мир — Ирина, премудрость — Софья.

   Чо в имени твоем, Зулкарнай?

   Водном из тюркских языков «ул» — вода, «ай» — святая. Источник воды святой? Скажете, ненаучный подход, народная этимология. Однако, да, народная!

   


Страницу подготовили Ольга и Виктор СУРОДИНЫ



назад


Яндекс.Метрика