Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 19 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Среда, 11 февраля 2009 года

Где учатся волшебники

   Учитель Надежда Пястолова воспитывает в детях творческое отношение к миру

   Сочинение сказок —это едва ли не единственная возможность для современных детей попасть в иной мир, кроме компьютерного, считает педагог Надежда Пястолова. — Стали ли они добрее? Я абсолютна уверена: если бы не было наших занятий, дети были бы жестче.

   Урок сочинительства

   Чтыре года назад у первоклашек школы № 10 появился необычный урок. Как он назывался? Да никак особенно и не назывался. Просто приходя на него, малыши становились настоящими волшебниками. Им покорялись стихии, фантазия уносила их в неизведанные дали, превращала в невиданных существ, приглашала погостить во дворце феи Музыки, вкладывала в их уста философские рассуждения о мире, добре и зле, водила их рукой, когда они пытались изобразить на бумаге древо жизни.

   Чо же на самом деле происходило на уроке? Педагог-филолог Надежда Пястолова учит детей сочинять. Сначала сказки, потом мифы, еще через год — стихи. Однако сказать учит значит ничего не сказать, потому что во время занятий происходит удивительный процесс творческого постижения окружающего мира, в котором педагог участвует наравне со своими маленькими воспитанниками.

   Окуда взялась эта идея — сочинять сказки?

   — Начнем с того, что я с детства увлекалась сказками, — рассказывает Надежда Григорьевна. — После окончания челябинского университета жили с мужем в Кургане, и там каким-то образом возникло сообщество людей, любящих сказки так же, как и я. К нам подтягивались все, кому это было интересно: и взрослые, и дети. Мы сочиняли и поврозь, и вместе. Позже, когда переехали в Миасс, мне захотелось вернуться к творчеству и заразить им еще кого-то. Первоклашки школы № 10 и их учительница откликнулись с радостью.

   Во что верю, то и есть

   Андерсенами и Перро ребятишки стали не сразу. Поначалу учитель постарался погрузить их в атмосферу сказки, поделился открытыми им сказочными законами: например, добро там непременно побеждает зло, или в сказке всегда есть чудо, и она обязательно чему-то учит нас. А еще там все живое, и поэтому предметы, растения, звери, явления природы ведут себя как люди — разговаривают, спят, обижаются, сочувствуют, сердятся, шутят.

   — Первоклассники еще живут в том удивительном мире, когда верится, что на свете нет ничего невозможного. И это нормально! — уверен педагог. — Если бы взрослые тоже жили по принципу «Во что верю, то и есть!», они бы удивились, сколько проблем можно было бы избежать.

   Тк как малыши еще не умели писать много и хорошо, работа велась в основном устная, «приправленная» рисованием на заданные темы. Допустим, учитель предлагал детям представить себя каким-то водоемом, нарисовать его и объяснить свой выбор. Ответы впечатляли: «я озеро, потому что хочу, чтобы небо смотрелось в меня»; «я водопад, потому что люблю быстро бегать, падать, брызгаться»; «я река, потому что мне нравится путешествовать».

   Дя чего все это было нужно? По словам Надежды Григорьевны, главной ее задачей было развитие образного мышления у детей, а этому как раз и способствует умение проводить параллели между явлениями внутреннего и внешнего мира.

   Почувствуй вкус открытия

   Всь первый год шло погружение в особое сказочное состояние. А когда малыши стали второклассниками, на смену сказкам пришли мифы.

   — Мифология близка сказочному миру, но если сказка — это, можно сказать, учебник жизни, который подспудно учит нас, как ставить благородные цели и как их добиваться, то мифы отражают мир природы и то, как человек пытался наладить общение с силами мироздания.

   Овоение мифов шло тоже через череду маленьких заданий, каждое из которых становилось открытием для учеников и учителя.

   — После соответствующих бесед и коллективных размышлений о природных силах, древних божествах, родовом древе, о сотворении мира дети выдавали вещи, мифологичные по своей сути. Я рассказала, что люди далекого прошлого обладали ярким воображением. Стараясь объяснить природные явления, они создавали красочные и запоминающиеся образы. Такую же задачу поставила перед своими питомцами-второклассниками. И вот как они описывали радугу. Радуга — это: «когда все семь богов надевают свои разноцветные бусы» (Саша Глебова); «семь ступенек от неприятностей к счастью» (Даша Захарова); «когда лучики солнца купаются в капельках и получается на небе разноцветная полоска» (Валера Ложинов). А хотите узнать, что такое огонь? Это: «Бог-лодочник едет на лодке огня и что заденет, то и загорится» (Костя Паньков); «когда огненная птица, пролетая, обронила свое перо» (Аня Сиротина); «когда солнце плачет» (Аня Старикова) и даже «угроза наказания людям за их грубость, нечестность, лень» (Даша Захарова).

   П итогам второго года занятий в классе выпустили книгу «По дорогам мифов», иллюстрированную рисунками самих юных философов и сказочников. Всего шестьдесят страниц — и бездна мысли, фантазии, свободы духа, которые, увы, безвозвратно утеряны многими взрослыми. Узнав о том, что древний человек считал все окружающее наделенным душой, маленькие исследователи мифов попытались представить, как могла бы выглядеть душа дерева, камня, цветка, птицы, и создали поразительные рисунки.

   — Каждое без исключения занятие — это новое открытие. Считаю, что любому человеку, а ребенку особенно, важно почувствовать вкус открытия. В школе чаще всего ребятишки просто вызубривают то, что им дал на уроке учитель. В результате нет пищи ни уму, ни сердцу. Открытие — это совсем другое. Когда человек откроется, он научится жить сам, без контроля и опеки, потому что в нем проснется и начнет действовать та творческая сила, которая есть абсолютно у всех.

   Разговор с Богом

   Счинением мифов дело не кончилось. Вот уже второй год дети осваивают законы стихосложения, причем Надежда Григорьевна не сосредоточивается на технической стороне процесса, а дает школьникам возможность проникнуть в суть поэзии: «Поэзия — это на самом-то деле разговор с Богом». И снова педагог придумывает для своих воспитанников заковыристые задания, с которыми, по ее словам, родители не справятся, а дети — запросто. Один из учеников о поэзии сказал следующее: «Это водопад, который впадает в реку Танца и спускается в море Музыки».

   Атмосфера на уроке настолько доверительная и располагающая к откровенности, что даже дети, не имеющие больших успехов в учебе, мгновенно входят в это коллективное творческое состояние и начинают сочинять наравне со всеми — пишут стихотворение по картине, придумывают рассказ по прослушанной музыке.

   — Для меня важно, чтобы дети творили сами. Поначалу было видно, что родители помогают им. Приходилось просить: «Давайте, ребята, сами пробовать!» Помогло…

   Чо дают детям занятия? Помимо развитого образного мышления, творческое отношение к миру, умение найти выход (и не один!) из любой сложной ситуации.

   Семейная сказкотерапия

   Н Первых городских родительских чтениях, организованных филиалом детской библиотеки № 7 в конце прошлого года, Надежда Пястолова поделилась с присутствующими там родителями опытом сочинения сказок с собственным сыном. Оказалось, что с помощью сказки можно решать некоторые проблемы, возникающие в жизни ребенка. Так, чтобы «примирить» малыша с… лифтом, в котором он однажды застрял вместе с мамой, мудрая родительница предложила сынишке сначала нарисовать обидчика, потом по-доброму поговорить с ним. Следующим шагом семейной сказкотерапии стало путешествие в лифте с рисунком в руках, после чего страх был побежден окончательно.

   Счего начать сказочные уроки? Надежда Григорьевна советует — с чтения сказки на ночь, ведь сумерки настраивают на таинственный лад и на веру в невозможное. А утром сказка продолжится за столом, когда мама попросит ребенка нарисовать что-то необычное — не просто дом, а домик для путешествия в сказку например. Или пещерку, где живет семейка гномов, то есть образ давать изначально не из обыденной жизни. Мальчишки любят рисовать машины? Прекрасно! Попросите только, чтобы это была машина с волшебным колесом. И поинтересуйтесь, чем же это колесо волшебное?

   Ии предложите изобразить дерево, растущее не вверх, а вниз, в глубь земли. Что с ним там будет происходить? Что оно там увидит?

   Оновой сказки может стать не только рисунок, но и любая вещь, любой предмет окружающего мира, который первым попадется на глаза. Еще лучше сочинять про куклы, сшитые мамиными руками, — такое развлечение поможет занять ребенка во время дальней дороги или утомительного сидения в очереди к врачу.

   Смое милое дело, по мнению Надежды Пястоловой, — это сочинять сказки в лесу, где целое море интересных обитателей. куда торопится муравьишка? о чем думает старый дуб? от кого и почему прячутся подо мхом грибы? о чем думает плывущий по луже листок?

   Щпочки, травинки, ягодки, божьи коровки — обо всем можно придумать сказку. И не надо стараться чересчур загружать ребенка полезной информацией, все необходимое он узнает в школе, а на прогулке важно непосредственное восприятие.

   Пи этом есть определенные «правила безопасности», нарушать которые родителям нельзя. Запрещается, например, настаивать на сказочном творчестве, если у ребенка нет соответствующего настроя. Ни в коем случае не давать отрицательных оценок детскому фантазированию, не осуждать, не высмеивать. Все должно быть на позитиве.

   П глубокому убеждению Надежды Григорьевны, ребенок, который растет в атмосфере сказки, будет чувствовать себя комфортнее в реальной жизни, потому что станет создавать вокруг себя добрый мир, притягивать добрых людей.

   Отрывки из книги «по дорогам мифов»

   Мифы о сотворении мира

   «Сначала была жуткая темнота. Мрак и страх владели миром. Было холодно Всемогущей богине, которую звали Алекса. И решила она сначала согреть Мир. Дохнула — и полетел в небо огненный шар. Разлетелись во все стороны его горячие лучи, согрели мир, осветили каждый уголок. Светло, тепло стало кругом. Но все еще было скучно. Тогда Всемогущая Алекса загрустила, и закапали из ее глаз слезинки. Вот откуда взялись планеты. Но все планеты были серыми, ничего на них не росло. Решила Алекса позабавиться. Одну планету наполнила огнем — и стала планета огня называться Марсом. На другую вылила тонну воды — так появился Меркурий. А самую нежную планету опутала Алекса своими волосами, и стала она называться Землей. Радовалась Богиня: тепло, светло, весело стало править миром!» (Саша Глебов, 2 «Б» класс).

   «В незапамятные времена не было ничего, кроме Вселенной и трех звезд-Хранителей. Первый Хранитель — Земля-Воздух, второй — Свет-Тьма, третий — Вода-Огонь. И вдруг у них появилась мысль создать мир. Начали они выплескивать все свои силы в девять огромных шаров, и получилось у них девять планет. Два хранителя иссякли и исчезли. Осталась только одна звезда, и сейчас она смотрит на мир, наблюдает за нами. Ее зовут Бог». (Ваня Кульпин, 4 «Б» класс).

   Древний город

   3-4 тысячи лет на Южном Урале уже существовали города. Ребята узнали об устройстве самого известного из них — Аркаима, а потом создали проекты городов, в которых человек жил в гармонии с природой.

   «Мой древний город — необыкновенный. Белые домики, похожие на легкие облака, вытянулись цепочкой. У каждого домика растет бело-розовый куст. Если стать птицей и подняться высоко в небо, то увидишь, что город похож на ангельские крылья. В центре моего города — высокий священный столб в виде нераспустившейся розы. Город стоит на маленьком острове, который оберегает прозрачная река с серебряной водой и золотым песком. В городе живут люди умелые и храбрые, сильные и добрые. Они владеют магической силой, которая защищает их от врагов. В моем древнем городе даже животные могут разговаривать, а деревья и птицы понимают друг друга» (Саша Глебова, 2 «Б» класс).

   Мир глазами древнего человека

   «Молния — это всадник едет по небу на коне Бога Грома, и золотые копыта выбивают искры» (Костя Паньков, 2 «Б» класс).

   «Молния — это когда Бог сверкнул глазами» (Аня Сиротина, 2 «Б» класс).

   «Гроза: стукнул Бог по небу — и образовался разрез» (Никита Лыкосов, 2 «Б» класс).

   «Гроза — это земля поссорилась с небом» (Маша Черненко, 2 «Б» класс).

   «Туча — это большая серая черепаха, которая ползает по небу и загораживает солнце» (Лена Баннова, 2 «Б» класс).

   «Туча — это постель Бога» (Саша Питкин, 4 «Б» класс).

   «Туча — это грозовое настроение. Она может так удивить солнце, что оно рассыпается градом лучей» (Валера Ложинов, 2 «Б» класс).

   «Ветер — это когда Боги шепчутся или советуются друг с другом» (Даша Захарова, 2 «Б» класс).

   


Наталья КОРЧАГИНА.



назад


Яндекс.Метрика