Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 42 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 6 апреля 2002 года

РАЗВЕДЧИКИ НЕДР ГОСУДАРСТВУ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ?

   Еегодно в первое воскресенье апреля геологи отмечают свой профессиональный праздник. В этом году он состоится уже в 37-й раз. Накануне праздника мы встретились с главным геологом Миасского филиала ГУП «Южуралгеологоразведка» А. Н. Черноостровцом. Он рассказал нам о планах и проблемах своего предприятия. Разговор, правда, получился не самым праздничным...

   — Арнольд Николаевич, ваше предприятие переживает не лучшие времена. Какая проблема для вас сегодня наиболее острая?

   — Все просто до примитивности: отсутствие государственного финансирования. В последние годы резко изменилось отношение государства к геологической службе. Программа бюджетной политики предполагает сокращение расходов государства на геологоразведочные работы (ГРР) в связи с сокращением его участия в развитии минерально-сырьевого сектора. В том числе — в работах по воспроизводству минерально-сырьевой базы (ВМСБ).

   Д этого времени существовали целевые бюджетные средства (федеральные, областные), которые так и назывались: отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Их отчисляло каждое горнодобывающее предприятие, которое вело добычу полезных ископаемых, и использовались они исключительно по целевому назначению — на геологоразведку.

   Внынешнем январе принята вторая часть налогового кодекса, отменяющая отчисления на ВМСБ в местные бюджеты. Взамен вводится новый налог, уменьшенный на 30 процентов. Назван он налогом на добычу полезных ископаемых и поступает просто в бюджет, не имея целевого назначения, в общий котел, и там растворяется...

   — Чем это новшество опасно для геологических предприятий?

   — Их сокращением, вплоть до полного закрытия. Это уже подтверждается на деле. В 90-е годы в ранее существовавшей Челябинской геологоразведочной экспедиции работали 3500 человек и 87 буровых станков. Сейчас экспедиция распалась на ряд мелких государственных геологических филиалов: в Миассе, Пласте, Долгодеревенском с головным предприятием ГУП «Южуралгеологоразведка» в Челябинске, численностью 240 человек. До 15-ти станков сократился буровой парк. Изношена другая техника. В прошлом году из-за недостаточного финансирования закрылись филиалы в поселках Козырево и Межозерном. И тенденция к сокращению финансирования ГРР продолжается. Проведение геологоразведочных работ в 2002 году под большим вопросом. До сих пор губернатором области не утверждена программа ГРР, в итоге задержка с выплатами зарплаты в геологических предприятиях превысила уже три месяца. Растет социальная напряженность, так как в этой отрасли у нас работают многие геологические семьи (отец, мать, сын...).

   — А вы не обсуждали вопрос об увеличении финансирования геологоразведочных работ с компаниями-недропользователями?

   — Сейчас горнодобывающие предприятия не спешат вкладывать собственные средства в разведку месторождений. Они «проедают» запасы, которые были разведаны раньше. Дело в том, что в 90-е годы — в начале экономических реформ в стране — произошел передел не только собственности, но и дележ и раздача лицензионного фонда разведанных запасов. Это были большие финансовые ресурсы. Геологическая отрасль страны производит информационный продукт стоимостью в миллиарды долларов. Пользуясь бесконтрольностью в выдаче лицензий в эти годы, было бесплатно роздано вновь созданным компаниям и фирмам большинство разведанных запасов сроком на 25 лет. Это своего рода бесплатный капитал, за счет которого можно жить не работая десятки лет. В некоторых компаниях скопилось «избыточных» запасов на 40-60 лет. Естественно, что в таких условиях эти предприятия не нуждаются в геологоразведочных работах, а слабые предприятия, «лежащие на боку», не имеют средств для ведения геологоразведки из-за своего низкого экономического положения.

   Ситаю, что необходимо разделить ответственность за подготовку минерально-сырьевой базы. Часть средств должны вкладывать добывающие предприятия, часть — бюджет. Причем, бюджет вкладывает на стадиях ранних поисково-оценочных работ, а разведка и подготовка запасов к освоению — за компанией-недропользователем.

   — Каких последствий можно ожидать после такой политики в области минерального сырья и геологической службы?

   — Думаю, весьма плачевных. На федеральном уровне уже ощущается недостаток разведанных месторождений нефти и газа. В Челябинской области не хватает запасов железных и медных руд, марганца, хромитов. Сейчас хромитовые месторождения отрабатываются буквально с колес. В области развернулась настоящая «хромитовая лихорадка». Небольшое рудопроявление в тысячу тонн — уже промышленное. А отсюда — спад производства, особенно в цветной и черной металлургии.

   — А на каких объектах вы сейчас работаете?

   — Для Златоустовского рудоуправления проводим небольшие поисково-оценочные работы на Айской группе магнитных аномалий. Есть хороший задел поисковых работ на высокосортный тальк на Амурском участке. Продолжаем сотрудничество с комбинатом «Уралтальк» и завершаем разведку Ново-Колодкинского месторождения талька. Для Екатеринбургской фирмы проводим поисково-оценочные работы на Хуторском месторождении барита. Небольшой объем буровых работ выполняем для золотодобывающих артелей в Миассе. Ведем также небольшие инженерно-геологические изыскания для нужд города, бурим гидрогеологические скважины. Но все это очень небольшие объемы работ в пределах 300-500 тысяч рублей. К тому же, большинство из них не имеют финансового обеспечения в 2002 году. А за год наше предприятие обычно осваивает объемы работ на сумму 8-10 млн. рублей.

   — Ну, и чтобы не заканчивать на грустной ноте, что бы вы хотели пожелать своим коллегам в День геолога?

   — Хочется пожелать коллегам, включая и юных геологов, всем, кто в 2002 году откроет свой полевой сезон, новых открытий и новых интересных маршрутов, здоровья, благополучия и благоприятных перемен.

   


Беседовала Нина НИКОЛАЕВА.



назад


Яндекс.Метрика