Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 114 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Суббота, 1 октября 2011 года

Все начинается с любви

   Более полувека назад Тамара Григорьевна Таттер отыскала рецепт успешной педагогики

   За что нас любят дети? За ум, за красоту, за эрудицию, за понимание, но больше всего за доброту и любовь к ним. Ты любишь — и тебя в ответ любят тоже. Сообщающиеся сосуды! Вроде просто — и в то же время так сложно, потому что на самом деле любить умеют далеко не все…

   Путь к призванию

   Всемье учителя начальных классов лицея № 6 Тамары Григорьевны Таттер отношения изначально строились на любви и уважении. «У нас не было принято называть детей Сонька, Галька, Светка, — вспоминает она сегодня. — Только Сонечка, Галочка, Светочка — ласково, с заботой и любовью. И никак иначе!»

   Взможно, именно это подспудно заложенное семейным воспитанием уважение к любому человеку, в том числе и маленькому, позже предопределило судьбу юной Тамары. Путь к собственному призванию был извилист и непредсказуем. После окончания семилетки училась в автотехникуме — до первой практики. Ушла работать в геологоразведочную партию младшим техником. Вернувшись из экспедиции, окончила вечернюю школу.

   З компанию с подружками поехала учиться в зоотехникум. Со смехом рассказывает, как городские девчонки, не имевшие ни малейшего представления о сельском хозяйстве, наткнулись в учебном хозяйстве на корову и запищали: «Ой, кто это такой лохматый?» А когда начались практические занятия по анатомии и преподаватель сообщила: «На следующем уроке будем вскрывать кошечку», Тамара решительно собрала вещи и уехала домой, где после небольшой подготовки поступила в педагогический техникум.

   

   По законам доброты

   Првая педпрактика не испугала и не принесла разочарования, может быть, потому, что ее учителями и наставниками были люди поразительно мудрые, жившие по законам доброты. Разве можно забыть Капитолину Ивановну Гладкощекову из школы № 7 — маленькую, уютную, словно излучавшую свет? Или директора Правдину, имя-отчество которой со временем подзабылось, но поступки помнятся до сих пор совершенно отчетливо?

   Нм сейчас трудно представить, как полвека назад учились старгородские ребятишки, не имевшие обуви, чтобы ходить в школу весной, в распутицу, когда снег начинал бурно таять и ручьи разливались до размеров маленькой речушки. Директор Правдина привозила с резинового завода бракованную, но крепкую, теплую и добротную обувь, складывала кучкой в классе и шутя командовала: «Ну-ка, Петя, примеряй сапоги! Что, хороши? Теперь-то тебе лужи нипочем!» Да и к молодым учителям относилась с таким пониманием и заботой, каких давно уже не увидишь в учреждениях образования.

   

   Ключик? Человечность!

   Смостоятельная учительская деятельность Тамары Таттер началась в интернате № 2, продолжилась в школе № 26, а потом в лицее № 6, где она задержалась на долгие четыре с лишним десятка лет.

   — Помню, в первый год в классе у меня собрались 47 учеников, из них у 41 родители имели высшее образование. В школе № 26 дети были попроще, в чем-то сердечнее. Наш директор Иван Михайлович Костюшев требовал, чтобы после уроков учителя обязательно переводили малышей через дорогу. Однажды осенью дождь лил как из ведра. После уроков подошел ко мне маленький ученик, тихонько похлопал по руке и, глядя прямо в глаза, попросил: «Не ходите нас сегодня провожать — ишь, дожжик-то какой!» Рос мальчуган с бабушкой и выражался так же, как она…

   З 40 лет Тамара Григорьевна Таттер выучила столько ребятишек, что всех и не счесть. Многие из них стали известными, состоявшимися людьми.

   — Тамара Григорьевна, если сравнить сегодняшних учеников и поколение их родителей, в чем разница?

   — Дети умнее не стали, зато они более раскрепощенные, что порой граничит с развязностью.

   — Как вы отдыхаете?

   — Сестры постоянно донимают вопросами, когда я буду отдыхать. А что значит отдыхать? Встать в полдень и бродить по комнатам? Это не по мне! У меня есть своя жизнь и другой не надо… А вообще-то люблю иногда покопаться в саду.

   — За что вы любите сегодняшних детей — ершистых, колючих, дерзких?

   — Они разные, наши дети. Сначала вроде не очень, а потом смотришь: вырос из вчерашнего хулигана настоящий человек, умный, гордый. Это награда мне.

   — Как подобрать ключик к трудному ребенку?

   — Нет у меня ни секретов, ни золотых ключиков. Пришла как-то в 1 класс мама с дочкой и говорит: «Не надо дополнительных занятий и сверхзнаний. Хочу, чтобы мою дочку просто любили». В учителе главное — доброта, человечность. Это рецепт успешной педагогики на все времена: люби детей, которых учишь.

   


Наталья КОРЧАГИНА



назад


Яндекс.Метрика