Независимая общегородская газета
Миасский рабочий свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

Миасский рабочий 94-95 Миасский рабочий Миасский рабочий
Миасский рабочий Вторник, 27 мая 2003 года

СОЮЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

   «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» Эта известная пушкинская фраза живет уже третье столетие и принадлежит к тем редким изречениям, которые продолжают оставаться актуальными во все времена. В Миассе дух просвещения витал всегда, а обрел конкретные черты 50 лет назад, когда в городе по инициативе Уральского автозавода был открыт машиностроительный факультет. Именно ему суждено было стать родоначальником Миасского филиала Южно-Уральского государственного университета, а потому с него и начинается серия публикаций, посвященная юбилею первой миасской высшей школы.

   

   Счего же все начиналось тогда, полвека назад? С закономерности, конечно: автозаводу нужны были опытные специалисты, а рабочие и техники, хорошо знающие свое дело, нуждались в теоретических знаниях. Вывод напрашивался сам собой: при заводе необходимо организовать высшее учебное заведение. Совсем скоро в городе открылось вечернее отделение ЧПИ, рассчитанное на 75 человек. Однако эта цифра не устроила коллектив завода, и первый декан факультета Мефодий Иванович Борчанинов (единственный тогда штатный преподаватель), получив разрешение сверху, «округлил» ее, приняв первые 100 студентов. Первым пристанищем факультета стали четыре комнаты бывшего Дома техники, а затем арендуемые классы в школах № 17 и и 29. Первыми преподавателями были челябинцы из ЧПИ и лучшие специалисты завода. Уже в 1959 году автозавод получил 56 новоиспеченных, а главное — своих, родных инженеров. Благодаря полученному высшему образованию выпускники факультета выросли в руководителей цехов, управлений и отделов завода.

   Рвно на 10-м году существования машиностроительного факультета деканом был назначен Николай Андреевич Можайцев, который успешно руководил филиалом почти 20 лет. Благодаря его усилиям факультет обрел собственное помещение на ул. Калинина, а высшая школа в Миассе ни много ни мало — престиж. Как вспоминает старший преподаватель Л. И. Костюшева, больше всего ей запомнились в институте ярко освещенные коридоры, идеальная чистота и порядок, в чем, по ее мнению, была несомненная заслуга Н. А. Можайцева. Уже тогда делался упор на повышение качества преподавания: Николай Андреевич буквально заставлял молодых преподавателей повышать свой образовательный уровень, считая, что преподаватель, не сдавший кандидатского минимума, не имеет права работать в вузе. Эти традиции дали свои корни: сейчас на машиностроительном факультете среди штатных преподавателей — 16 кандидатов технических наук и 2 доктора.

   Сраведливо заметить, что преподавательский состав факультета был сильным во все времена. Именно они заложили основу основ, укрепили престиж заведения и продолжают искать новые, более совершенные формы преподавания. Настоящим испытанием на прочность стала эпоха 90-х годов, когда миасский вуз оказался на грани выживания. Но, слава Богу, самые трудные времена остались позади, и теперь машиностроительный факультет вдохновленно работает в родном, кардинально преобразившемся здании, располагая современными технологиями обучения и открывая все новые специальности и кафедры. Так, всего год назад была открыта кафедра естественных наук и математики.

   А какую же роль, спросите вы, играет в новейшей истории факультета его прародитель, успевший сменить имя, — ОАО «Автозавод «Урал»? По большому счету, отношения остались такими же тесными и крепкими, и машиностроительный факультет по-прежнему обеспечивает завод квалифицированными специалистами. В свою очередь, руководство автозавода внимательно и чутко относится к запросам и нуждам факультета и даже в условиях нестабильной работы и финансово-экономических затруднений всегда находит возможность оказывать действенную помощь и поддержку. А задача ММФ проста: дать студентам качественное образование и как можно лучше адаптировать их к условиям работы на заводе. Поэтому и сохраняется уникальная возможность прохождения всех видов практики прямо на будущих рабочих местах, преддипломного и дипломного проектирования — в условиях реального производства.

   Н время идет, и руководство автозавода отчетливо понимает, что в новых экономических условиях на старом продукте далеко не уедешь, и будущее — в перспективных конкурентоспособных разработках. «Именно поэтому, — отметил декан Миасского машиностроительного факультета Б. Н. Гришай, — автозавод как никогда нуждается в собственной школе по проектированию и разработке современных автомобилей, на создание которой, как правило, требуются годы. К тому же автомобилестроение в отличие от ряда других отраслей машиностроения не имеет специализированных институтов по подготовке необходимых специалистов, и у ММФ появляется редкая возможность принять участие в решении этой жизненно важной для автозавода и города в целом задачи. Нужно только поднять планку, а залогом ее успешного преодоления является потенциал факультета и его плодотворное взаимодействие с автозаводом».

   Ктати, о потенциале. Помните старый добрый фильм «Большая перемена»? О том, как складывались отношения между молодым преподавателем Нестором Петровичем и студентами, которые поначалу приняли его за «своего»? Не исключено, что и в Миассе 50 лет назад разворачивалась подобная история: студенты были гораздо старше преподавателей, многие в отличие от своих учителей имели семьи... Сейчас все по-другому — миасское студенчество заметно помолодело и приходит за высшим образованием преимущественно со школьной скамьи. Но остается этот особый дух студенчества, который в наше время активно материализуется в «Гаудеамус» и «Одиссею разума», КВНовские и спортивные команды, клубы авторской песни и студенческую газету... И приближающийся полувековой юбилей филиала — это, несомненно, большое событие для студентов, которые вписывают свои имена в летопись родной альма-матер.

   


Людмила ЗАНЬКО.



назад


Яндекс.Метрика