свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Март 2001 года

ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПОСТЕ

   Кк по прошествии зимы и по наступлении лета мореходец выводит в море свое судно, воин чистит оружие и готовит коня на сражение, земледелец изощряет серп, путешественник отважно вступает в дальнюю дорогу, борец слагает с себя одежду и приготовляется к борьбе: так и мы, с наступлением поста, этого духовного лета, как воины, вычистим оружие, как земледельцы, изощрим серп, как кормчие, противопоставим свои помыслы волнам беспорядочных пожеланий, как путники, начнем путь к небу, как борцы, приготовимся к борьбе. Верующий есть и земледелец, и кормчий, и воин, и борец, и путник.

   Вдел ты борца? Видел воина? Если ты борец, тебе надобно вступить в борьбу нагим. Если ты воин, тебе должно встать в строю вооруженным. Как же возможно и то и другое вместе: быть и нагим и ненагим, одетым и неодетым? Как? – я скажу. Сложи с себя житейския дела, и ты стал борцем. Облекись в духовныя оружия, и ты стал воином. Обнажись от забот житейских, потому что наступило время борьбы. Облекись в духовныя оружия, потому что у нас жестокая война с демонами. Для того и должно быть нагим, чтобы диаволу, вступая в борьбу с нами, не за что было схватить нас; должно вооружиться со всех сторон, чтобы нам ни с которой стороны не получить смертельного удара.

   Взделай ниву твоей души, посеки терния, посей слово благочестия, насади прекрасныя растения любомудрия и с великою заботливостью ухаживай за ними, - и ты будешь земледельцем, и скажет тебе Павел: труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити (2 Тим. 2, 6). Изостри свой серп, который притупил ты пресыщением, - изостри постом.

   Втупи на путь, ведущий к небу, вступи на путь тесный и узкий, - и поди по нему. Как же ты можешь и вступить на этот путь, и идти по нему? Изнуряя и порабощая свое тело; потому что на тесном пути много препятствует тучность пресыщения. Укроти волны беспорядочных страстей, усмири бурю злых помыслов, сохрани в целости ладию, покажи большую опытность, - и ты кормчий. Для всего этого да будет у нас и поприщем и учителем пост, - пост разумею не тот, который содержат многие, но пост истинный, - воздержание не от пищи только, но и от грехов, - потому что пост сам по себе не может спасти соблюдающих его, если не будет сообразен с постановленным законом. И борец, сказано, не венчается, аще незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2, 5). Итак, чтобы нам, и совершив подвиг поста, не лишиться венца за него, поучимся, как и каким способом должно производить это дело. И фарисей тот постился, но после этого поста вышел из храма лишенным плодов поста. Мытарь не постился, и непостившийся упредил постившегося, чтобы ты знал, что нет никакой пользы от поста, если ему не сопутствует и все прочее. Постились Ниневитяне, и привлекли к себе благоволение Божие; постились и Июдеи, и не только ничего не успели, но и были осуждены (Ис. 58). Если же пост угрожает такой опасностию не знающим, как надобно поститься; то изучим законы поста, чтобы нам не течь безвестно (1 Кор. 9, 26), не бить воздуха, не сражаться с тению. Пост есть лекарство; но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться.

   Псмотри же, как постились Ниневитяне, и как они избавились от гнева того. Что удалило этот неотвратимый гнев? не пост ли только и вретище? Не это, но перемена всей жизни. Из чего это видно? Из самых пророческих слов. Тот же самый Пророк, который сказал о гневе Божием и об их посте, о примирении и причине примирения говорит так: и виде Бог дела их (Ион. 3, 10). Какия дела? Что они постились, что они облекались во вретище? Совсем не то; но, умалчивая обо всем том, он присовокупил: яко обратися каждый от путей своих лукавых: и раскаяся Господь о зле, еже глаголаше сотворити им. Видишь, что не пост исхитил о опасности, но перемена жизни сделала Бога благим и милостивым к иноплеменникам.

   Эо сказал я не для того, чтобы мы безчестили пост, но чтобы почитали его; а честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего безчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищаго, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Путь постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконныя зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразныя лица, и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост. Всего нелепее было бы в разсуждении яств воздерживаться и от позволенной пищи; а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злостовия и клеветы: да не приимеши, говорит, слуха суетна (Исх. 21, 1). Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело братнее, угрызает плоть ближняго.

   


   Оцы пустынники и жены непорочны,

   Чоб сердцем возлетать во области заочны,

   Чоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

   Сожили множество божественных молитв.

   Н ни одна из них меня не умиляет,

   Кк та, которую священник повторяет

   В дни печальные Великого поста;

   Вех чаще мне она приходит на уста

   Ипадшего крепит неведомою силой:

   Вадыко дней моих! Дух праздности унылой,

   Лбоначалия, змеи сокрытой сей,

   Ипразднословия не дай душе моей.

   Н дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

   Д брат мой от меня не примет осужденья,

   Идух смирения, терпения, любви,

   Ицеломудрия мне в сердце оживи.

   


А. ПУШКИН, 1836 г.



назад


Яндекс.Метрика