свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Январь 2004 года

М. НИКОНОВ. ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРА

   Искусство пения

   

   Девнерусская церковная музыка была исключительно вокальной (применение музыкальных инструментов в церкви не допускалось). Церковные песнопения отличались спокойным, величаво-повествовательным характером. Плавные мелодии, отсутствие больших интервалов, средняя тесситура, неширокий звуковой объем делали пение удобным для голоса. Проникновенность, ясное произношение слов, безукоризненность интонации, сдержанная динамика и общее благородство стиля – вот характерные черты церковного пения...

   Тебование «тихогласного» пения не давало возможности форсировать голос, сохраняло его. Большие музыкальные фразы, медленные темпы и сам спокойный характер церковной музыки требовали от певцов соответствующего дыхания. Искусство постепенного выдоха, чувство «опоры дыхания» приобретались не специальными упражнениями, а практикой, пением в церковном хоре, и обычно с детства. Так культивировалась кантилена – основа пения. Запрещалось «произносить слова сквозь зубы и в нос». Чистое и явственное произношение было непременным требованием. Таким образом, в церковном пении певец приобретал необходимый профессионализм. Все это давало впоследствии возможность русским певцам с легкостью справляться со сложным оперным репертуаром, ввезенным в Россию в XVIII веке с запада. /9/

   

   Иальянцы: «Удивительно, как вы, русские, любите давать много звука». Главное искусство заключается в контрастировании силы голоса. Итальянская поговорка: «Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом!» В филировании звука, в умении равномерно усиливать и ослаблять его силу, кроется главное искусство пения. /3/

   

   Ндо представлять себе, что посылаешь звук в последние ряды, но мягко, без нажима на горло, без крика, как бы устремляя голосовую струю вдаль, как будто переговариваешься с кем-то, находящимся на большом расстоянии, не желая, однако, кричать во все горло. /16/

   

   Пи волнении – не напрягаться, напротив, как можно сильнее ослаблять мышцы. Привычка к непрерывной самопроверке и к борьбе с напряжением должна стать нормальным состоянием... Замеченные напряжения надо тотчас ослаблять, одно за другим, ища при этом все новые и новые. /14/

   

   Ели у вас от природы сильный голос, не старайтесь удивить слушателей его мощью. Напротив, стремитесь достигнуть эффектов при помощи воздушного pianissimo и mezzo voce. Это оказывает гораздо большее воздействие на понимающую, чуткую аудиторию. Пение никогда не должно быть однообразным, необходимо постоянное чередование piano и forte. /3/

   

   ...Но удачно взятой нотой можно поразить только самого невзыскательного слушателя с плохим вкусом!

   Рзница между пением и криком заключается не в степени силы звука (крик – форте, а пение – пиано или пианиссимо), совершенно в другом: пение – волнующее искусство, а крик далеко не всегда представляет собой художественную ценность...

   ...Только истинное пение, когда не возникает необходимости компенсировать внутреннюю пустоту выкриком отдельных высоких нот, приносит удовлетворение. /5/

   

   ...Чуть духовный момент прояснился, невольно и фразу произносишь иначе.

   Вртуозное мастерство – это не только стиль пения, это и метод воспитания и сохранения голоса.

   Торчество немыслимо без всепоглощающей веры в то, что делаешь.

   Пвторение одних и тех же произведений хотя и углубляет мастерство, но развивает и мышечный консерватизм.

   ...Не дать увлечь себя желанию исполнить фразу более сильным звуком, чем это нужно, и, тем самым, перегрузить голос на его центральных и низких нотах. /6/

   

   Глос при обычном бытовом пении мало разнится по тембру от речи, т.к. люди используют для этого привычные речевые установки голосового аппарата. /9/

   

   ...А главное, всегда находится причина, заставляющая обязательно хорошо петь. Мне еще Лосский говорил: «Сережа, если среди двух тысяч зрителей Большого театра найдется всего два истинных ценителя искусства, то все равно вы должны хотя бы для них петь как можно лучше!»

   Дильи... когда близится ответственный момент, сильная фраза в высоком регистре, верхняя нота... он предварительно собирал звук на среднем регистре, ставил его на высокую позицию и снижал динамику. Вслед за этим звучала великолепная верхняя нота.

   Ели же Джильи пел широко, давая полный звук на центре или даже на переходных нотах, то можно было быть уверенным, что высокой ноты вскоре не будет. /10/

   

   Мзыку следует исполнять, а не интерпретировать. Всякая интерпретация раскрывает в первую очередь индивидуальность интерпретатора, а не автора.

   Дстоинство исполнителя определяется одною особенностью: он видит в партитуре именно то, что на самом деле в ней заложено, и не ищет в ней того, что ему хочется видеть. /14/

   

   Вражение вашего лица всегда должно соответствовать тому, что вы исполняете.

   Чсто встречаются две одинаковые музыкальные фразы, поставленные рядом. Никогда не пойте их в одной и той же динамике. Это будет скучно. Одну из них нужно спеть либо форте, либо пиано, смотря по смыслу. /3/

   

   Нвозможно петь хорошо, не зная на память исполняемую вещь...

   Ксожалению, очень часто певец, не овладев музыкальной выразительностью, подменяет ее общей эмоциональностью...

   Тлько на основе абсолютной, стопроцентной уверенности в точности того, что ты делаешь, может родиться настоящее вдохновение. Это аксиома. В противном случае исполнение всегда будет отдавать дилетантизмом, как бы ни был и сам по себе одарен певец. /43/

   

   «Талантом к пению следует считать способность легко схватывать оттенки, так сказать, колорит любого пения» (К. Мазурин). /5/

   

   

   Руководителю хора

   

   Ео (Архангельского) хор состоял исключительно из женщин и мужчин, имевших повышенный музыкальный и общеобразовательный ценз.

    Он считал, что дирижер-хормейстер должен петь по настоящему, профессионально, знать правила постановки голоса, певческого звукоизвлечения, чтобы не портить голоса певцов, как это делали дирижеры малокомпетентными «регентскими» требованиями, а добиваться красивого полнозвучного исполнения. /23/

   

   Сово «дирижирование» – от французского глагола «управлять». /2/

   

   Кждый дирижер имеет дело с коллективом, он постоянно должен проявлять себя не только как дирижер-исполнитель, но и как педагог, организатор. Для того, чтобы иметь право руководить людьми, направлять их, дирижер должен быть примером аккуратности и дисциплинированности, очень многое знать и уметь.

   Нльзя дирижировать с листа или представляя произведение в общих чертах.

   

   ТХНИКА ДИРИЖИРОВАНИЯ.

   

   Пказ:

   1. «Внимание».

   2. «Дыхание» (самый важный). По протяженности жест должен быть равен одной доле такта. Дыхание, задержка дыхания, подготовка к вступлению.

   3. «Вступление».

   «Ни одного действия без преддействия!»

   Пи показе «Внимание» преждевременность и, наоборот, передержка – отрицательны. Приводит к неряшливому вступлению или ослаблению внимания, остыванию «накала», рассеиванию.

   «Хорошее вступление есть результат внимания и своевременного дружного дыхания. При неудачном вступлении дирижер должен говорить хору не о вступлении, а о запоздалом дыхании, которое было результатом недостаточно напряженного «внимания» (П. Чесноков «Хор и управление им»).

   

   «Снятие» должно быть резким, акцентированным, с обязательным «отскоком» кисти, фиксирующим момент снятия.

   Жсты должны быть понятны певцам. Незыблемое сохранение схемы нужно считать обязательным. /2/

   

   Иполняя «точку», кисть как бы совершает быстрый удар о воображаемую плоскость и, совершив, тотчас же отходит в противоположном направлении.

   «Точка» снятия, прекращение звучания должна быть отчетливой, ясно видимой. /35/

   

   Вя партитура должна быть выучена хормейстером наизусть. /22/

   

   Вдореволюционное время прошло пять всероссийских съездов регентов, оказавших заметное влияние на развитие хорового пения и правовое положение как регентов, так и рядовых певцов.

   1-й съезд, 17 – 25 июля 1905 года в Москве, имел повестку дня: выяснение условий труда и жизни регентов, их положения в музыкальном мире, экономических факторов, взаимоотношений с церковным начальством и другие вопросы, относящиеся к творчеству и быту регентов и хоров. /23/

   

   (продолжение следует)



назад


Яндекс.Метрика