свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Январь 2004 года

В. СЛОВЦОВ. "УКЛОНИСЯ ОТ ЗЛА И СОТВОРИ БЛАГО" (ПС. 33, 14)

   …может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

   Л. 6,39.

   

   

   П роду своей писательской деятельности мне часто приходится рассказывать о христианском вероучении в школьных аудиториях, в педагогических коллективах, в объединениях творческой молодежи. После многих бесед в душе возникают переживания от того, насколько поверхностны или искажены у современников понятия о добре. Часто слышу вопросы: «Что может дать сегодня смирение?», «А может ли зло победить добро?», «А почему гордость считается плохой чертой характера?» и т.д., и т.п… Эти вопросы говорят о том, что школьники, а зачастую и сами педагоги (постигающие духовные знания самостоятельно), приобретая багаж духовных знаний (цитируя порой Евангелия) не видят главного, не понимают сути. Я отнюдь не за то, чтобы уроки литературы по изучению Священного Писания превращать в уроки Закона Божьего. Но хотелось бы, чтобы малое время было потрачено не только на рассказ о земной жизни Сына Божьего, но и на пояснение учащимся, как «добрые» плоды (духовные) отличить от «худых», а «сладкое» от «горького».

   Ккая радость наполнила мое сердце, когда я узнал, что в программах по литературе отведены часы (пусть даже небольшое количество) на изучение Библии (к примеру, см.программу под ред. А.Кутузова), и какая боль, печаль пронзала мою душу при виде того, каким образом преподносят эти знания некоторые педагоги. Зачастую Библию (Божественное Откровение, данное человечеству, как Ноев ковчег, для спасения) определяют как художественное произведение – шедевр мировой литературы. Сына Божьего преподносят как одаренного, благородного, неординарного человека. С какой нелепой легкостью снижаются и подменяются категории. Конечно, встречаясь с единичными подобными фактами «грамотного» изложения материала, можно было бы и пояснить педагогу, в чем ошибка такого «изучения». Но когда встречаешься с методическими рекомендациями Управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования России, то говорить об этом надо погромче, во всеуслышание.

   Псмотрите, с каким неистовым «милосердием», «чувством заботы» за духовное образование российских школьников взялись в последние годы зарубежные педагоги, проповедники, разного рода «просветители».

   

   Онажды в методическом отделе городского Управления образования ознакомили меня с аудиоматериалами и методическими рекомендациями для проведения бесед с учащимися на тему «Жизнь Иисуса Христа» (рекомендованы Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, Международная школьная программа, авторы: Блэр Кук, Алан Сколз, Рей Альбректсон, Линда К. Данши, Томас Л.Форбс, Беверли К.Хартц, Рекс Джонсон, Ричард Моррис, Майкл Л.Перротт, Кэрол М.Уитмер). После прослушивания и прочитывания этих материалов стало ясно, сколько «худых плодов» получат от таких бесед наши дети. Не буду анализировать данный труд, но несколько цитат из методички хотелось бы процитировать.

   «Чем же этот, столь непохожий на других, человек (по тексту подразумевается Спаситель) привлекал к Себе внимание людей на протяжении столетий, и почему Он продолжает интересовать нас сегодня, на пороге третьего тысячелетия? » (Введение, стр.4).

   «Поощряйте желание учащихся задавать вопросы и даже подвергать сомнению (лучше в индивидуальной беседе или в специально отведенное для этого учебное время) христианские воззрения…» (Введение, стр.6).

   «Сегодня вы услышите рассказ о том, как 2000 лет тому назад в городе Вифлееме на свет появился маленький мальчик по имени Иисус» (Занятие 1, стр.15).

   «Если само рождение Иисуса Христа было необычным и удивительным, то какой же будет его жизнь? Как вы полагаете, что может произойти с этим мальчиком в будущем? » (Занятие 1, стр.17).

   Нт желания дальше продолжать цитировать эту «душеполезную» программу обучения, чтобы не ввести в соблазн читателя, но очень будет уместно процитировать слова Самого Спасителя: «…будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10,16). В чем же Он хотел нас наставить, предостеречь на все времена до скончания века сего? Ответ находим в святоотеческом наследии – мудрость змеи заключается в том, что в поединке с врагом в первую очередь она бережет голову.

   Нобходимо и нам сегодня уберечь свои головы и головы наших детей от тех лукавств, неточностей, упрощений, подмены категорий, фальши, которые нам сегодня преподносят под штампами «одобрено», «рекомендовано», после чего педагог и не задумывается, чему он научит детей, что вложит в их души: благочестие или духовное растление?

   Могие не могут и представить себе, насколько все это важно…

   

   Рссудите сами: если упрощение, подмену или искажение произвести в мирских делах, к примеру, в строительстве – давайте перед началом работ возьмем чертеж с искаженным масштабом, отрегулированный неправильно уровень, нивелир, а на метр заведомо нанесем измерительную шкалу с различной ценой деления, то к чему это все приведет? К плачевному результату и огорчающим последствиям. Как говориться, выстроим все «вкривь и вкось».

   А тут допустить лукавство в СВЯТАЯ СВЯТЫХ! Какие будут последствия?! Ведь наша земная жизнь, а в дальнейшем ВЕЧНАЯ духовная жизнь напрямую зависят от исполнения Божьих законов, данных в Священном Писании, и от стремления к истинным горним ценностям. «Ищите же прежде Царства Божия и Правды Его…» – говорит Господь (Мф. 6,33). Так возможно ли будет найти Царство Божие нам и нашим детям, если слуги зла старательно на наших земных путях наставили указатели, заведомо ведущие нас к душевной, духовной деградации, а в конечном счете, и к погибели.

   Чобы более весомы были мои доводы, дополню их параллельными суждениями: останется ли истина истиной, если ее исказить?! Ответьте сами себе… Если вместе с «добрыми» плодами положить «худые» плоды и дать их есть детям (которые не знают отличия между ними), не отравятся ли они?! Ответ очевиден! Но еще более очевидным становится то, что люди, не разобравшиеся сами в христианском вероучении или умышлено вносящие в него искажения, исполняют волю лукавого духа. Ибо Бог не приемлет лукавств – «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24).

   Внаши дни мы уже пожинаем плевелы, насажанные и тщательно обработанные сынами невежественного атеизма. Что пожнем мы завтра, если нивы чистых детских душ будем продолжать засевать плевелами пусть не отречения от Бога, как это было раньше, но изощренного опошления СВЯТЫНЬ? Ведь та «христианская мораль», «нравственность», которую нам сейчас пытаются вручить в блестящих «мармеладных упаковках» из-за рубежа, по сути своей аморальна и безнравственна не только для русского человека, но и с точки зрения догматов христианского вероучения.

   Сгодня, как никогда раньше, важно в деле духовного образования молодежи, нравственного возрождения России, чтобы высокое педагогическое мастерство российских преподавателей, их светская образованность были дополнены определенным багажом неискаженных духовных знаний – знаний святоотеческого наследия.

   Тгда любой педагог будет иметь элементарную трезвенность и рассудительность, сумеет отделить семена плевел от зерен пшеницы, и не даст злу прийти в личине правды. Иначе бездумно окажемся на новом витке «усовершенствований» Международной школьной программы, которая будет рекомендовать нам изучать Библию и русскую литературу в комиксах.

   Кк это сейчас необходимо, в наши лукавые времена, НЕЛИЦЕМЕРНО ВЕРИТЬ ВО ХРИСТА И ОТРЕКАТЬСЯ ОТО ЛЖИ! Именно эта мораль и является тропой к душеспасительному кладезю Святого Вероучения – Христианству. Именно эта мораль дала нам силы сохранить свой Русский Дух, самобытность, государственность, а не попасть в европейскую «золоченую клетку». Именно эта мораль сберегла душу Российского Народа, животворя и обогащая дарами нетленными его жизнь…

   

   * * *

   

   Чму можно уподобить ложь? Болезни, которая, заражая людей, наносит не только пагубу телу и душе, но и омрачает разум, заставляя его принять истину, как вымысел и Царство Небесное – как мираж. «Лживая уста мерзость пред Богом» (Притч. 12,22).

   Н чему можно уподобить правду, истину? «Живой воде» (Ин. 4,10), которая не только алчущих и жаждущих насытит (Мф. 5,6), но и невозможное соделает возможным. Ибо, испив ее, «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают» (Мф. 11,5) (сказано это не только о телесном, но и о духовном состоянии человека). И, омывшись ею, убеляются «паче снега» (Пс. 50,9) и входят в Небесные Обители, унаследовав жизнь вечную.

   «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

   Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.



назад


Яндекс.Метрика