свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Январь 2004 года

О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ МОНАШЕСТВА

   Сетная прелесть мира сего привлекает к себе людей своей мнимой кратковременной радостью и заставляет их прилепляться умом к дольним страстям порой настолько, что они начинают презирать обещанную им небесную жизнь, отвращаются от Самого Творца истинной жизни, добровольно уготовляя себе лютую и бесконечную смерть.

   Пдобно сему и вечное на Небесах сокровище, обетование о радостном блаженстве, о воздаянии за труды на ниве божественного служения побуждает других к возвышенным устремлениям до такой степени, что они не только начинают презирать все временное, земное, но даже не щадят жизни своей, желая ради Христа положить за Него душу свою, и смерть за него предпочитают всем земным радостям и удовольствиям.

   Тковые подвижники благочестия в мирное негонительное время принимают на себя продолжительный подвиг умерщвления своей плоти, постоянным постом и молитвой доказывая свою преданность Спасителю. И самым верным путем в этом направлении, безусловно, можно считать служение Богу в ангельском монашеском образе. Именно наличие людей, стремящихся к праведной богоугодной иноческой жизни, является свидетельством полноценной духовной жизни Церкви и, наоборот, отсутствие таковых подвижников свидетельствует о ее духовной слабости и ущербности.

   Вэтом смысле состояние старообрядческого православия можно назвать тревожным, потому что монашество находится в серьезном кризисе и, хотя есть некоторые положительные подвижки, но весьма неуверенные и поэтому пока лишь обнадеживающие.

   Внастоящее время в Русской Православной старообрядческой Церкви имеется три действующих женских монастыря. Наиболее выгодное положение, наверное, занимает Николо-Улейминский (Ярославская обл.), в силу своего географического положения (центральная часть европейской территории России), наличия материальной поддержки благотворителей и повышенного внимания и покровительства со стороны Московской Митрополии.

   1 февраля 2003 года состоялось освящение обновленного надвратного храма во имя Святыя и Живоначальныя Троицы. Только что завершенный ремонт значительно улучшил интерьер этого внутреннего храма; теперь здесь настелены новые деревянные полы, подверглись реконструкции стены и заклиросные перегородки. Заново укомплектован и переработан иконостас. Его основу составили две новых иконы местного ряда – икона Спасителя – дар монастырю епископа Силуана, и икона Божией матери – вклад Ржевской Покровской общины.

   Ндвратный храм очень удобен тем, что он вплотную примыкает к келейному корпусу и соединяется с ним внутренним переходом. Ремонтные работы полным ходом идут в монастыре и на других объектах.

   Большая часть ежедневного круга монастырского богослужения совершается в ночное время. К сожалению, по-прежнему остается проблема с литургией – нет постоянного священника.

   Нконец решился вопрос со священником другого монастыря, того, что в Белой Кринице. «Колыбель старообрядчества», так справедливо можно назвать это село, потому что именно после присоединения греческого митрополита Амвросия к вдовствующей старообрядческой Церкви (которое произошло в Белой Кринице, тогда Австрии), в ней возродилась трехчинная иерархия.

   Н Освященном Соборе 2002 г. было решено направить туда на постоянное служение священноиерея Сергия Бобкова, к сожалению, в ущерб приходам с. Микварово и Кильмезь Кировской области, где он служил. В Белой Кринице не очень много монашек, 2 инокини-схимницы, 2 инокини и 2 послушницы, но появление инициативного, общительного, деятельного священника, каким мы знаем о. Сергия, должно очень скоро дать свои результаты. Кстати, в Микварово, где проживал о. Сергий, по его инициативе при церкви существует скит, так что опыт такой он уже имеет и, думается, использует его в полной мере.

   Впрошлом году уже сделали ремонт Никольской, а нынче зимней церкви, и теперь он активно взялся за реставрацию колокольни храма Козьмы и Дамиана. А в будущем предстоит и ремонт Успенского храма.

   Онако о. Сергий понимает, что «просто ремонт не решает проблем. Поскольку старообрядчество должно переходить потихоньку за национальные рамки, то необходим не столько единый административный центр, сколько духовный. Белая Криница как старообрядческая обетованная земля (фактически второй Иерусалим). В годы гонений и советской власти жители села смогли сохранить храм и утварь. Но сейчас надо развивать переработку сельхозпродукции. Нужны труженики, способные жить за счет земли и служить в церкви. Опыт показывает, что успешно существовать монастырь с большим количеством престарелых может лишь при сильном селе».

    Есть также женский монастырь в селе Куничи (Молдавия), о котором, к сожалению, мы имеем весьма скудную информацию – 3 монахини и 5 послушниц разного возраста, которые живут общежительным уставом.

   Нмного хуже обстоит дело с мужским монашеством. Достаточно сказать, что мужские монастыри есть только в Браильской митрополии. Хотя есть категория людей, и, пожалуй, немалая, которая ищет монастырское убежище, но похоже, что они рассчитывают на все готовое, а такого, увы, у нас пока нет.

   Внастоящее время просматривается возможность возрождения монашеского движения от беспоповских скитов, расположенных в далекой уссурийской тайге. Здесь немало подвижников, причем живут они не в привычном для общего понимания общежительстве – за монастырской стеной, а в скитах, расположенных на некотором расстоянии друг от друга обыкновенных изб.

   Пнимание того, что священство и полноценные таинства нужны, иногда посещает их сознание, о чем свидетельствует недавний переход в РПСЦ молодого юноши, ныне священноинок Евагрий, который уже направился к себе на родину с богоугодной просветительной миссией.

   Иеще одно исключение из правил мы можем видеть на примере инока Алимпия, который выбрал нестандартный, непростой и, можно сказать, отчаянный путь спасения – отшельничество. Он присмотрел себе поляну в Рязанских лесах и постепенно ее обживает. Начинал с землянки, а сейчас у него уже свое хозяйство, отгороженная деревянным забором территория. Стоят два сруба – келья и иконописная мастерская, конюшня, есть хороший чистых кровей скакун – самый удобный для этой местности «вид транспорта» и, в то же время, живое существо, с которым можно и поговорить, есть даже генератор, который вырабатывает стандартное напряжение в 220 в.

   См по себе инок общителен, и даже кажется порой, что полная изоляция ему не так уж и нужна. Он очень приветливо принимает всех и даже берет в насельники (послушники), однако пока здесь слишком долго никто не задерживался, и все говорит о том, что эта обитель не разрастется до Лавры.

    Есть еще один вид монашества – это монах-священник, священноинок. В отличие от белого священства, таковых называют черным священством. Священноиноки должны служить в мужских монастырях, но на практике служат на приходах, правда, некоторые таинства им выполнять не разрешается (венчание, женскую исповедь и т.п.).

   Кмонахам непременно нужно отнести и епископов, которые также отреклись от всего мирского, но их положение и обязанности не позволяют это сделать в полной мере. Конечно, главная забота не о мирском, а о церковном. Ему по долгу службы приходится общаться с людьми разного положения и ранга и решать множество проблем от личных, частных, до глобальных, общецерковных. И, таким образом, епископа, наверное, можно было бы назвать «белым» монахом. Епископ вправе выполнять все таинства, в том числе рукоположения от свещеносца до епископа, а может препоручать некоторые таинства священнику (исповедь, крещение, венчание).

   Ндо сказать откровенно, епископов в старообрядческой церкви крайне мало, на 11 епархий только 6 архиереев, и они в основном преклонного возраста. Отсутствие архиерейского надзора приводит нередко к злоупотреблениям на местах, бесконтрольности священства, нарушениям духовной и финансовой дисциплины в приходах. Резерв кандидатов в епископы, думается, есть, однако Освященный Собор к этому вопросу не слишком часто обращается.

   Кзанско-Вятская епархия располагает следующими возможностями по организации иночества и может предложить христианам несколько вариантов.

   Вселе Микварово при Церкви во имя преподобного Сергия Радонежского развивается женский скит и к двум монахиням уже присоединились три послушницы. Удалось купить несколько близлежащих к храму домов и таким образом созданы достаточно обособленные условия для общежития. Места там красивые, лесные, около церкви бьет родник, а под горой протекает река Кильмезь. Монахини кормятся от земли, держат скотину и обрабатывают огород.

   Дя мужского монашества в качестве базы наиболее подходящим является использование храма в Тихом Плесе. Прошлым летом здесь отремонтировано кровельное покрытие храма, и теперь достаточно отгородить часть трапезной, а она очень большая, и разделить ее на келии, поставить печки, и можно заселяться. Поэтому если бы нашлись послушники, способные сами это сделать, то не нужно было бы даже искать спонсоров. Остальное все постепенно образуется. Следует оговориться, это будет не в ущерб подростковому лагерю, территории там, слава Богу, хватает.

   Ворой вариант – это развитие скита в марийских лесах. Два послушника уже поселились в этом безлюдном экзотическом месте и занимаются пчеловодством. В качестве жилья они используют брошенные прежними пчеловодами бревенчатые дома.

   Еархия имеет также большой, на несколько келий, бревенчатый дом с прилегающей территорией в окрестности села Великорецкое, куда ходит ежегодный Крестный ход. В прошлом году здесь сделан ремонт крыши, так что «заезжай и живи».

   Тким образом, есть над чем подумать тем, кто ищет для себя духовное пристанище.

   Епископ Андриан Казанско-Вятский.



назад


Яндекс.Метрика