свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2-3Октябрь 2004 года

МОЛОДЕЖНАЯ ВСТРЕЧА УРАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

   Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них

   М., 18, 20

   

   Н епархиальном совещании, состоявшемся 7 июля в Шамарах в присутствии гостившего в эти дни на Урале митрополита Андриана, было решено провести встречу уральской молодежи с 16 по 19 августа в городе Миасс Челябинской области. Знакомство с южноуральской природой, продуктивное обсуждение актуальных вопросов и общая молитва – таковы составляющие минувшей молодежной встречи.

   Ометим, в августе в Миассе побывали около 30 православных ребят из приходов Свердловской, Челябинской и Пермской областей. Она прошла в атмосфере взаимного интереса к затронутым темам. Ребята смогли высказаться и услышать мнение священства по многим важным для себя вопросам.

   

   День первый

   Закомство

   

   Уром в понедельник настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы отец Вячеслав Зобнин встречает гостей. Первыми приехали пермяки. Только на вид суровые ребята, при ближайшем знакомстве оказались самыми обыкновенными парнями – разве только немного серьезными. Самая многочисленная «делегация», как себя в шутку именовали сами ребята, прибыла из небольшого поселка Шамары Свердловской области. Вместе с отцом Михаилом Татауровым приехали девушки-веселушки, да высокие симпатяги-ребята. Некоторые из них бывали здесь уже не раз.

   М с отцом Павлом Зыряновым приехали сюда впервые. Для нас все в этом небольшом городке в новинку, хотя и живем мы «по соседству», в Екатеринбурге. Впрочем, наслышаны о миасской старообрядческой общине много. И сам еще совсем молодой екатеринбургский батюшка (напомним, в иереи отец Павел был поставлен 31 мая, на празднование Дня Святаго Духа – до этого два года он служил в екатеринбургском приходе диаконом) – ответственный за работу с молодежью Уральской епархии...

   Н часах далеко за полдень. Сегодня никаких официальных мероприятий не намечено, потому – отдыхаем с дороги. Священники обсуждают программу на завтра (основной день работы съезда), а молодежь уже отправилась осматривать местные достопримечательности. Дружной компанией идем на Чашковские горы, долго подымаемся вверх по крутому склону, мимо ветхих домишек. Отсюда, с вершины, открывается великолепный вид на исторический центр Миасса: памятники архитектуры, старый медеплавильный завод, перекопанный пруд. Жители говорят, совсем недавно по нему ходила драга – одно из миасских предприятий добывало здесь золото.

   Мковки куполов Покровского храма заметны даже отсюда. Кажется символичным, что именно сегодня, после пасмурной недели, вновь выглянуло грустное августовское солнце.

   Н полянке, что на склоне горы, среди деревьев, рассаживаемся. Девушки нежными голосами затягивают грустную песню. «Выйду ночью в поле с конем, ночкой темной тихо пойдем. Мы пойдем с конем по полю вдвоем, мы пойдем с конем по полю вдвоем». Юноши как-то вдруг подхватывают мотив.

   Пипекает солнце и, жмурясь в его лучах, кажется, нет и не может быть ничего, что сплотило бы молодых людей больше. Наверное, именно этого порой и недостает нам – единения. В миру, где подчас очень сложно найти понимание среди сверстников, каждый молодой старообрядец ощущает себя духовно одиноким. Поддержка понимающих тебя людей дорогого стоит, ведь «худые сообщества развращают добрые нравы» (1-е Кор. 15, 33). Но в наших силах противостоять этой «худости».

   Оец Павел вспоминает сегодня, что ему в далекие теперь школьные (позже – в студенческие) годы приходилось не раз ощущать себя «белой вороной». Перекреститься перед едой в столовой, отказаться от танцев и похода в кинотеатр – наши сверстники, наверное, так и не поймут этих принципов нашей веры, того, что подчас так необъяснимо, но столь близко нам. «Не стыдитесь мыслить, говорить и действовать истинно по христиански, – обращается к молодым старообрядцам владыка Андриан. – Не бойтесь ни упреков, ни порицаний, не гонитесь за веком – будьте самостоятельны».

   Пизнаться, мне и самому когда-то стоило больших трудов объяснить «мирским» друзьям, чего я делать никогда не буду. Соглашусь с отцом Павлом, «это нисколько не должно нас смущать». Сегодня каждый из нас вплотную соприкасается с миром. Порой трудно сказать, чего больше в нашей жизни – душеполезных дел или дел «суетных мирских». И когда удается попасть в храм или встретить родственную душу, кажется, что только сейчас и начинаешь жить по-настоящему: дышать тем незамутненным воздухом Православия, который так трудно отыскать среди подводных рифов светской жизни. Об этом же говорит и митрополит в «напутственном слове молодежи»:

   – В этом мире конкуренции и рыночных отношений очень трудно стало жить не только православному христианину, но и любому человеку, обладающему определенными нравственными ценностями и желающему их сохранить.

   Она из целей молодежных встреч – дать ребятам почувствовать силу единения, совместно пытаться решать жизненные проблемы, искать истину, осознавать, что ты не одинок в этом мире, знакомиться и приобретать не только друзей, но в перспективе и того единственного спутника жизни, которого приготовил нам Господь.

   «Сяду я верхом на коня, ты неси по полю меня. По бескрайнему полю моему, по бескрайнему полю моему» – поют молодые и в этом чистом хоре голосов отражается внутренний мир ребят.

   ...А вокруг – тишина. Она-то и настраивает юные души на совершенно особый лад. Вот уже девушки шушукаются о чем-то своем, ребята же обсуждают какие-то «глобальные проблемы человечества». Фотографируемся на память и с разговорами спускаемся с горы. Тихими городскими улочками идем к церкви. Она построена практически на том самом месте, где до 30-х годов и располагался старообрядческий храм. Не просто пришлось настоятелю отцу Вячеславу – найти спонсоров, договориться со строителями, чтобы создать это благолепие. Молитвами прихожан, за четыре года храм был построен и освящен в декабре 1999 года. И теперь в храм нет-нет да вливается молодой ручеек.

   Ве больше ребят нашей епархии находят свою тропинку к храму. Так, в шамарском приходе довольно много молодых прихожан (в сравнении с другими приходами Уральской епархии), в Екатеринбурге также все чаще можно встретить совсем еще юных девушек, подпоясанных ребят, читающих молитвы и как-то подчеркнуто серьезно слушающих слова преподавателя воскресной школы.

   Пкойный митрополит Алимпий, посетив в последний раз екатеринбургский храм во имя Рожества Христова в 1999 году, делился увиденным: «Много там у нас молодежи на клиросе поет»...

   Тапезная полна народу. После прогулки на свежем воздухе молодежь приумолкла, а хозяйки суетятся: гостей надо накормить. «Достойно есть яко во истину блажити Тя Богородице, присно блаженную и пренепорочную и матерь Бога нашего».

   Вцентральном входе храма – фоторепортаж об июльском приезде митрополита Андриана на Уральскую землю. С интересом ребята ищут себя на снимках, улыбаются, вспоминая шамарский крестный ход к месту упокоения святых мучеников Константина и Аркадия, увлеченно рассказывают о сплаве на плотах по Сылве, среди бескрайних лесов.

   Млимся павечерницу. Говорят, только за молитвой можно почувствовать себя единым со всей «еже во Христе братией». Чтец Георгий из Перми читает молитвы громким и каким-то немного грустным гласом.

   – За молитв святых отец наших, Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас, – провозглашает отец Вячеслав.

   – Аминь, – нараспев тянут клирошане.

   Првый день – день заезда, размещения и знакомства плавно подошел к концу. Завтра нам предстоит официальная часть – обсуждение актуальных вопросов, волнующих молодого православного человека.

   

   День второй

   Оициальная часть

   

   Путру на улице свежо, меж домов стелется дымка. Росисто. В храме – торжественная тишина... После полуночницы и молебна рассаживаемся в притворе. На повестке дня – пять вопросов: «Общение с внешним миром», «Христианская любовь и христианская семья», «О внешнем облике христианина. Цель моды», «Об образовании духовном и светском», «О православных бытовых традициях». Однако начинается официальная часть с небольшой и, отметим, оказавшейся интересной для ребят лекции протоиерея Вячеслава Зобнина «о церковном чтении». Конечно, особый интерес к вопросу проявили приехавшие чтецы и уставщики Перми и Шамар. Первое важное решение – крайняя важность встреч регентов и уставщиков для обмена опытом.

   Впросы обсуждаем за «круглым столом». Пожалуй, наиболее дискуссионной стала тема светского образования.

   – Думаю, что образование – неотъемлемая часть старообрядчества, – делится мнением Виталий Мингалев. – Староверы во все времена были образованной частью нашего общества и бояться этого не нужно: никакое образование не сломает внутренний стержень нашей веры.

   Вталию 27 лет, он из Перми. По образованию – историк. Взгляд проницательный, а характер юморной, иначе и не скажешь. О себе говорит: «Я человек простой, с кудрявой головой». Эта человеческая черта, кажется на первый взгляд, как-то не вяжется с его внешним видом – большой бородой и строгостью в одежде. Рассказывает, что к вере пришел самостоятельно: изучал книги, проводил бессонные ночи над томами ветхих метрических (церковных) книг.

   Юия Потеряева – уставщица шамарского прихода, на клиросе поет с самого детства. Недавно Юля закончила училище и стоит на перепутье: получать ли светское образование или пойти в Духовное училище?

   – Без образования – духовного или светского – старообрядцы деградируют, – считает отец Никола Татауров.

   Н менее жаркой в обсуждении стала тема общения с внешним миром. До сих пор в иных книжках, рассчитанных на массового читателя, о старообрядцах пишут, будто живут они как затворники. А между тем совсем еще юные староверы учатся в светских школах, получают высшее образование (отец Вячеслав говорит: «Образованные люди быстрее к вере приобщаются»), дружат со своими далекими от веры сверстниками. Мобильная связь, телевидение и интернет уже давно являются неотъемлемой частью нашей жизни. Все чаще в старообрядческих семьях появляются и компьютеры. Помню, отец Иоанн Устинов говорил мне: «Главное, использовать компьютер не для игр и развлечений, а для работы. В этом ничего плохого нет».

   Ивестные на Урале старообрядцы Демидовы подняли промышленность, используя самую современную по тем временам технику. Если наука облегчает жизнь, и если она не отражается на воззрении старовера, что мешает воспользоваться оной?..

   Сово берет Виталий Мингалев. Долгое время в архивах буквально по крупицам собирал он информацию об истории пермского прихода. Сегодня выступает с интересным и обстоятельным докладом. Оказывается, Пермская губерния очень богата событиями, в которых не последнюю роль суждено было сыграть «древлей веры ревнителям».

   ...После завтрака отправились в лес. В нескольких километрах от храма на зеленой лужайке развели костер и продолжили общение в неформальной обстановке. Ну как тут не подивиться волшебной южно-уральской природой?!

   Зесь, у костра, можно немножко и расслабиться: одни с дровами в лесу возятся, девушки все щебечут о чем-то своем, а ребята – те весь вечер в футбол гоняли. За ароматным чаем на свежем воздухе и разговоры все какие-то философские…

   Ометим, подобные встречи проходили у нас и прежде, однако они не имели того размаха и той важной составляющей, с необходимостью которой столкнулось духовенство сегодня, а именно – свободного общения. Если в прошлые годы на епархиальных встречах ребята нередко были предоставлены сами себе (молодежные встречи духовенство старалось приурочить к важным епархиальным событиям, потому специальная программа для молодых людей и девушек редко была во внимании священства), то прошедшие в этом году молодежные встречи были организованы так, чтобы молодежь пообщалась с максимальной для себя пользой, искала ответы на наболевшие вопросы не от умудренных опытом взрослых, а из высказываний сверстников. Да и программы самих съездов молодых староверов разрабатывались в епархиях индивидуально: учитывались региональные особенности и интересы, а также и пожелания самой молодежи.

   ...Мнение сверстников, конечно, особо значимо для большинства из нас, но важно помнить и о родителях, пекущихся о нас, о духовных отцах, старающихся в наших сердцах посеять семя благоразумия, только опираясь на эти «сталактиты жизненного опыта» молодой человек способен встать на правильный путь. Наставление митрополита Андриана звучит сегодня призывом к каждому начинающему взрослую жизнь человеку: «Не почитайте образцом или первообразом для ваших воззрений и убеждений идеи и учения людей нашего века, кто бы они ни были, а особенно утративших целостность и чистоту веры Христовой; не ставьте законами для себя новые обычаи века, противоречащие Божественным заповедям; не увлекайтесь современными удовольствиями, льстящими чувственности: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся» (2 Тим. 2, 23)».

   ...После ужина вновь собрались в храме. Разговор со священниками затянулся допоздна. Официальная часть епархиальной молодежной встречи совсем незаметно подошла к концу. Спускались по ступеням крыльца, а далеко на западе догорала вечерняя зорька.

   

   День третий

   Птешествие на остров Веры

   

   Сраннего утра – в путешествие на озеро Тургояк, на известный теперь, пожалуй, всему Уралу остров Веры. На катере – как настоящие мореплаватели – плывем к этому совсем небольшому острову. Ребята притихли. Утром довольно зябко: по тихой глади озера гуляет ветерок. За два часа, отведенных поездке, успели помолиться литию возле самой высокой точки острова у слоистой скалы. Совсем недавно здесь установили крест, однако или под влиянием непогоды или из-за злых людских деяний, он исчез...

   Зтем пошли к пещере, которая вызвала у юных паломников настоящий восторг. Говорят, когда-то давно здесь жили отшельники, истинные подвижники древнего благочестия, неподалеку (в храме, стоявшем в центре острова) совершали они и свои богослужения.

   Вталий проявил к пещере профессиональный интерес и еще долго потом делился впечатлениями. Ему в жизни пришлось немало попутешествовать, однако, подобные места, по его словам, всегда очень интересны историку, ибо позволяют с головой окунуться «во время оно».

   Сгодня здесь идут раскопки, но археологов что-то не видно. Хотя остров и небольшой, прогулка по нему затянулась чуть не на час – многие гости не бывали здесь ни разу, им тут все интересно.

   – Здесь сама окружающая природа настраивает на молитву, – тихо говорит Юлия Потеряева.

   Укостра ели печенки. Крахмальная картошка обжигает руки, горячий чай разливают всем прямо из ведра. Поглощенные увиденным и не замечаем, что пора двигаться в обратный путь: катер за нами уже пришел.

   Звтра – праздник Преображения Господня. Мы с отцом Павлом в Екатеринбург решили возвращаться уже сегодня, чтобы встретить торжественный праздник у себя в храме.

   Дмается, за эти дни ребята не только с пользой пообщались и обменялись мнениями по многим важным для себя вопросам, но и насладились пейзажами, которые словно в сказке окружают этот небольшой город на Южном Урале. А что еще надо молодым?

   Оныне подобные встречи должны стать регулярными. Желающие приехать в следующий раз уже есть.

   Гавная задача молодежных встреч – выявить образованных и талантливых людей с тем, чтобы их творческий и интеллектуальный потенциал максимально использовать для поднятия авторитета нашей Церкви, и создания условий для ее полноценной жизнедеятельности, – хочется верить, будет достигнута. А зарывать скрытые таланты молодежи в землю – все равно, что уподобляться рабу, закопавшему серебряную монету в землю, вместо того, чтобы употребить ее в дело и получить прибыль.

   – Простите, Христа ради! – прощаемся с гостеприимными организаторами. Много нынче им пришлось потрудиться, чтобы создать ту атмосферу уюта и почти домашней теплоты, в которой прошла встреча.

   – С Богом! – напутствует нас отец Вячеслав.

   Ппрощаться подходят и ребята. Пермяки и шамарцы остаются на праздник здесь. Сегодня вечером регенты и уставщики общин еще планируют пообщаться, обсудить «в узком кругу» вопросы пения и особенностей церковного чтения.

   ...Наш «Москвич» громко рычит, отсчитывая километры. Дорога извивается впереди, словно лента на осеннем ветру... Зеленый коридор провожает нас домой.

   М. Гусев



назад


Яндекс.Метрика