свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Март 2005 года

Митрополит Андриан: "Любите друг друга!"

   — Преосвященнейший владыко, миновал год со дня Вашей интронизации. Примите сердечные поздравления от редакции и читателей «Острова Веры». Год выдался непростым, какие его итоги Вы считаете наиболее важными?

   — Благодарю за поздравление. Признаться, год для меня выдался более чем непростым, он был достаточно тяжелым.

   Онако если попытаться соизмерить истекшее время с масштабом тех задач, которые стоят сегодня перед Церковью, то станет понятным, что год — это слишком небольшой отрезок времени для подведения каких-либо итогов. Прошлые века, начиная с XVII, для нашей Церкви были почти непрерывной чередой лютых гонений, физических и духовных испытаний христиан на крепость веры. Оправиться от них нелегко, и времени для восстановления отпущено, думается, не много. Поэтому моей первейшей задачей было на личном опыте познакомиться с реальным положением дел в Церкви, оценить ее нынешнее духовное и материальное состояние, ее резервы и возможности.

   Япобывал во многих епархиях Европейской части России, на Урале, в Восточной и Западной Сибири, на Алтае, в Бурятии, на Дальнем Востоке, объехал наши приходы на Украине и в Молдавии. Довелось побывать и у вас, в Миассе. Цель всех поездок была одна — увидеть реальную жизнь христианских общин, понять, с какими проблемами они сталкиваются, что мешает их полноценному развитию, в чем они нуждаются и чем я, как Предстоятель Церкви, могу им помочь. Насколько позволяло время, я старался вникнуть в детали церковных вопросов. В результате анализа увиденного сформировался доклад, посвященный современному положению Церкви и нашим неотложным задачам, сделанный мной в октябре прошлого года на Освященном Соборе.

   Сгодня Церковь наконец-то получила достаточные возможности для совершения апостольского служения. Господь вернул нам свободу, словно в награду за перенесенные вековые скорби и великое терпение тысяч ревнителей древлего благочестия. Это нам великое утешение и знак, что Господь нас призывает вновь взяться за возделывание оскудевшей, поросшей плевелами духовной нивы. Теперь главное — водворить в Церкви мир, там, где он утерян, и, «препоясав чресла», приняться за работу, ибо «жатва приспела». Какие бы тяготы ни перенесла Церковь в прошлые времена, какие бы удары и лишения она ни вытерпела, нет и не может быть оправдания бездействию. Ныне снова надо взяться за проповедь, за другие церковные обязанности, духовные и социальные, и постараться в полной мере использовать предоставленные возможности. Верю и надеюсь, что Господь Исус Христос подаст разума и силы делателям Своего вертограда.

   — С какими трудностями и недостатками церковной жизни Вам приходилось сталкиваться во время архипастырских поездок?

   — В разных уголках России, а равно и в других краях, насколько я смог понять, наши приходы испытывают похожие трудности. В основном это проблемы, связанные с развитием приходов и восстановлением церковной жизни: нехватка духовенства, недостаток материальных средств, трудности налаживания живой общинной деятельности, организации воскресных школ для детей и взрослых. Со скрипом налаживаются контакты с властями, потому что мы идем к ним только тогда, когда нам что-либо надо, но не спешим предложить свое участие в решении вопросов, имеющих значение для жизни города или села. Особенно тревожит, что почти нигде не решаются вопросы благотворительности и душепопечения, а ведь для христиан призрение сирот и вдовиц, стариков и убогих всегда было наиважнейшей обязанностью. Часто бывает, что церковная жизнь ограничивается только совершением уставных богослужений, а если придешь к храму между службами, то наткнешься на большой замок. Некому задать вопрос, спросить совета, не с кем поделиться радостью или горем, — это признак полного отсутствия церковно-приходской жизни.

   Н если говорить в целом, то у меня сложилось благоприятное впечатление от увиденного на местах. Образно говоря, церковный корабль находится на плаву и достаточно крепок, хотя неистовыми бурями прошлых веков сильно разодраны паруса и иная оснастка и смыта за борт значительная часть экипажа. Особенно страшным оказался «девятый вал» коммунистического режима, но и он, слава Богу, уже позади. Выглянуло солнышко и появилась надежда… Если теперь починить ветрила, то это придаст кораблю хода, тогда он начнет слушаться руля и двинется вперед своим извечным курсом, набирая скорость и разрезая волны.

   — В этом году наступает 100 лет со дня распечатания алтарей храмов на Рогожском кладбище. Это прекрасный повод для того, чтобы напомнить обществу и властям о старообрядчестве, пробудить интерес к древнерусской духовности. Что может сделать Митрополия, чтобы эти юбилейные торжества оставили заметный след?

   — В обиходе мы привычно говорим о распечатании алтарей, забывая, что кроме самих старообрядцев мало кто понимает, что это за праздник и в чем его историческое значение. Поэтому, если мы хотим, чтобы юбилей стал для нас своеобразной трибуной, с которой мы могли бы во всеуслышание рассказать о нашей древней православной Церкви, мы должны посмотреть на этот событие с иной точки зрения, заново оценить то, что произошло 17 апреля 1905 года.

   Сободу вероисповедания по Указу императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» получили не только старообрядцы, но и некоторые другие конфессии, баптисты например. Но никто, кроме старообрядцев, не воспринял ее как Божий глас, как очищение, возвращение из вавилонского плена, начало примирения России с самой собой. По воспоминаниям современников, многие рогожские прихожане плакали от радости, и их можно понять. Указ, давший вероисповедальную свободу, был куплен дорогой ценой — мученическим и исповедническим подвигом тысяч страдальцев за старую веру, он был вымолен в тайных моленных миллионами русских православных христиан, слагавших крестное знамение по-отечески двуперстно.

   Сгодня в общественных и научных кругах уже почти не вызывает сомнений тот очевидный факт, что религиозная нетерпимость, преследование старой веры на протяжении трех веков нанесли неисчислимый ущерб Российскому государству, его стабильности, экономике, культуре, национальным и религиозным традициям, о чем говорили даже сами чиновники царского правительства. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что преследование старообрядчества — самого созидательного и консервативного класса русского общества — стало одной из главных причин секуляризации общественного сознания в России, падения дотоле непререкаемого авторитета христианского предания, пренебрежения отечественным наследием и национальной культурой.

   Со лет прошло с той поры, когда с алтарных дверей рогожских храмов были сняты ленты с печатями, не дававшие возможности совершать литургию. В ознаменование этой даты 15 мая по новому стилю, в Неделю святых жен-мироносиц, в Покровском кафедральном соборе пройдет торжественная служба с молебном и крестным ходом. Мы надеемся также, что, если Богу будет угодно, нам впервые после раскола русской Церкви удастся совершить молебен в одном из древнейших храмов Московского Кремля. Мне кажется, что это стало бы поистине историческим событием, символическим утверждением непреложной духовной связи старообрядчества со святоотеческими традициями дораскольной Руси.

   Тржественные юбилейные мероприятия в разных городах России будут продолжаться в течение всего года. Запланировано освящение новых храмов, проведение вечеров духовного пения. Мне бы хотелось, чтобы как можно большее число старообрядцев, сочувствующих нам людей, приняло участие в празднествах. Начало уже положено. 22–24 февраля в Москве и Боровске прошла VII Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию дарования свободы вероисповедания. Более сотни участников конференции побывали в духовном центре русского старообрядчества, совершили экскурсию по его храмам.

   — Владыко, как, на Ваш взгляд, складываются взаимоотношения старообрядческой Церкви и государства?

   — Я бы мог кратко ответить, указав, что старообрядческий Митрополит является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Это достаточно красноречивый факт, свидетельствующий о государственном признании Православной Старообрядческой Церкви. Но, к сожалению, в реальности все сложнее.

   Црковь, как известно, у нас законодательно отделена от государства. Возможно, по этой причине, а может быть, из-за плохого знания отечественной истории, большинство чиновников самого разного ранга плохо себе представляют духовную карту России. Старообрядчество для них — это неведомый экзотический культ, невесть откуда попавший в нашу страну. Поэтому, когда обращается старообрядческая община в администрацию города или области с какой-либо нуждой или инициативой: просит о возвращении церковного здания, о землеотводе, о разрешении провести общественное мероприятие, — чиновник запрашивает мнение местного новообрядческого архиерея — как ему поступить? И после соответствующей консультации принимает решение, чаще всего для нас неблагоприятное. Свежий пример: мэрия г. Чебоксары в ответ на многолетнюю просьбу старообрядцев выделить участок для строительства храма предлагает им получить на это разрешение в епархиальном управлении Московской Патриархии. Сходная ситуация отмечена в Самаре, в Моршанске, в других городах.

   Пи всей очевидной, с правовой точки зрения, несообразности подобной практики, я думаю, расстаться с ней сегодня непросто потому, что государственные служащие воспринимают РПЦ как некую государственную службу, только по другому ведомству. В России это довольно сильная традиция, заложенная еще духовным регламентом Петра I.

   Н жаловаться на некомпетентность чиновников в духовных вопросах — занятие неблагодарное. Если мы хотим добиться справедливого к себе отношения, то мы должны ставить вопрос иначе: а что сделала местная старообрядческая община для того, чтобы мэр, глава администрации или иной чиновник получил правильное представление о Русской Православной Старообрядческой Церкви? Кто его убедил, что старообрядчество имеет глубокие исторические корни на нашей земле и представляет духовные интересы значительной части общества? Ведь кроме нас этого никто не сделает. Поэтому каждая община, каждый настоятель храма должны искать контакт с местной властью, в которой немало искренних и отзывчивых людей, а нередко и потомственных старообрядцев.

   Активная позиция буквально на глазах приносит добрые плоды. Недавно, например, стало известно, что мэр города Тольятти Николай Уткин выделил нашей общине землю для строительства храма, — об этом мы договорились с ним во время моего пребывания на Волге прошлой осенью. А до того мэр Новосибирска согласился удовлетворить просьбу общины о дополнительном землеотводе. А еще перед этим Президент Татарстана М. Ш. Шаймиев изыскал возможность помочь восстановлению храма в Казани.

   Н, а что делать, если власть не хочет слышать голоса старообрядцев? Надо бороться. Буквально на днях я узнал, что в Самаре община христиан прибегла к нетрадиционному для старообрядцев ходу — обратилась к Уполномоченному по правам человека в области. В коллективном обращении они рассказали о многолетних попытках вернуть общине исторически принадлежавший ей храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Ответ пришел неожиданно быстро. В письме членам общины Уполномоченный по правам человека И. А. Скупова сообщает, что на имя мэра г. Самары Г. С. Лиманского было направлено ходатайство о передаче старообрядцам храма. Отрадно сознавать, что в Самаре христиане не опустили рук, а нашли те инстанции, которые действительно реагируют на обращения горожан. Теперь, когда к голосу самарской общины присоединились голоса известных деятелей культуры, прессы и телевидения, а также общественных и политических деятелей, глава города, надеемся, примет решение, которого давно ждут наши братья в Самаре. Если же нет, надо будет продолжать усилия: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — так говорит нам Господь.

   — Владыко святый, каким Вам видится развитие отношений старообрядческой церкви и Московской Патриархии?

   — На этот вопрос мне приходилось отвечать, пожалуй, чаще, чем на другие. Это оттого, что длительное время внешних контактов наша Церковь попросту избегала или они проходили незаметно, не привлекая внимания. Но как только мы открыто заявили, что у старообрядческой церкви есть свои духовные и имущественные интересы во внешнем мире, которые она собирается отстаивать, сразу появились вопросы, и, прежде всего: чего мы хотим добиться, встречаясь с архиереями Московской Патриархии? К тому же, по прошествии веков разделения, когда старообрядческая церковь по милости Божией отстояла свое присутствие в мире, многие гадают: как будут складываться в перспективе ее отношения с господствующей новообрядческой церковью?

   Ябы ответил так: они сложатся, как Богу будет угодно. Мы же должны последовать словам апостола Павла, сказавшего: «Рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим., 2, 24–26).

   Дя того чтобы охарактеризовать отношения, которые мы хотели бы поддерживать, на мой взгляд, лучше всего подходит слово «добрососедские». Это значит: соседи живут рядом, здороваются по утрам, в праздники обмениваются поздравлениями, стараются мирно договариваться в решении совместных проблем. При этом у каждого свой устав в доме, каждый «своему Господу стоит или падает».

   Пи кажущейся простоте задачи наладить добрососедские отношения нелегко. Их установлению мешает нерешенность многих принципиальных вопросов канонического, литургического порядков. К тому же иногда складывается впечатление, что Московская Патриархия сама не всегда может определить, какие бы отношения она хотела поддерживать со старообрядческой церковью, допуская противоречивые заявления: то приглашая к налаживанию диалога, то, спустя три месяца, — отказываясь от него.

   Ндеюсь, что разобраться в истинных намерениях РПЦ поможет работа Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством, которая была создана решением Архиерейского собора РПЦ 2004 года. Однако из-за неопределенности с персональным составом Комиссии, которая продолжается до сих пор, сегодня невозможно сказать что-либо более конкретное.

   С своей стороны, по крайней мере, мы будем стараться выстраивать цивилизованные отношения с РПЦ и другими конфессиями.

   — Как Вы оцениваете перспективы сближения с другими старообрядческими согласиями?

   — Для Русской Православной Старообрядческой Церкви это наиболее важное направление внешней деятельности, оно же и наиболее сложное. Взаимоотношения внутри «исторического» старообрядчества похожи на лабиринт, карта которого утеряна. Нам предстоит разбирать многочисленные завалы, пробираясь по его коридорам. Нет никаких гарантий, что мы сразу выйдем к свету. Наверное, придется неоднократно возвращаться назад и начинать весь путь с начала, но другого выхода нет — надо действовать. Диалог между разными старообрядческими согласиями должен стать одним из главных направлений внешней деятельности Митрополии. В зависимости от конкретной ситуации он может иметь разные формы. С каким-то согласием это будут церковно-дипломатические отношения, с каким-то, возможно, удастся организовать сотрудничество.

   Чо нас, к примеру, разъединяет с Русской Древлеправославной Церковью? Я бы сказал, обычные человеческие слабости, которые с помощью извечного врага рода человеческого на какое-то время оказались решающими фактором раздора. Но так не должно продолжаться вечно. Мы соединены общим историческим прошлым, одинаково трагичной судьбой и, главное, общей приверженностью древлему Православию. Рано или поздно мы или наши потомки должны поступиться личными амбициями и довериться Божьей воле, Которая хочет видеть Свою Церковь единой.

   Н это перспектива отдаленного будущего, сегодня же от нас требуется несравненно меньшее: наладить консультации, обмен мнениями, деловые контакты. В ходе прошедших в Московской Митрополии встреч представители некоторых старообрядческих согласий высказывали идею проведения всестарообрядческого съезда. Я думаю, можно поддержать это предложение. В целом у православных христиан, придерживающихся старого обряда, сегодня есть общая большая проблема для обсуждения — это сохранение древнего жизненного уклада в современном мире, поиск взаимодействия традиции и современности. Мне кажется, что это имеет прямое отношение к осмыслению пути Православия в XXI веке. Мы вместе должны найти дорогу к сохранению старообрядчества на будущие времена. К обсуждению этих вопросов необходимо пригласить и старообрядцев всех толков и согласий. Уверен, что у нас есть общие проблемы, решать которые сообща было бы легче. В конечном счете, хотелось бы верить в неизбежное объединение старообрядчества.

   — Какой совет, владыко, Вы можете дать православному христианину — как жить по вере в современном мире?

   — Служение Богу — главное предназначение человека в мире. Исполнять его всегда было непросто, а по мере приближения к Концу Света становится все труднее и труднее. Не всегда удается отличить добро от зла, черное от белого, православное от еретического.

   Чо тут можно посоветовать? Надо настроить себя на необходимость решения трудной задачи: жить, постоянно соизмеряя свои поступки с учением Христа, с голосом совести и обычаями Святой Православной Церкви — корабля спасения.

   Мсли о вечном необходимо сделать своими обычными спутниками. Это поможет найти душевное равновесие и откроет путь к духовному совершенствованию.

   Вто же время надо стараться избегать общения с людьми избалованными, развращенными, помня слова псалмопевца Давыда: «Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых».

   Инапоследок — самое главное. Напомню эпизод из Евангелия: «Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Исус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мр., 12). Увы, люди, похоже, разучились любить Бога по евангельским заповедям и, называя себя христианами, по сути, вернулись к ветхозаветным временам. «Любовь к Богу» порой становится причиной ненависти к ближнему, а этого не должно быть. Это свидетельствует о непонимании главных заповедей христианского вероучения. Вернуть в сердца людей любовь — в этом важнейшая задача Церкви Христовой. Ибо, как говорит Спаситель: «По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

   Лбите друг друга!

   Беседовал С. Вургафт.

   Наша справка:

   ИНИЦИАТИВЫ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА АНДРИАНА, РЕАЛИЗОВАННЫЕ В 2004 ГОДУ

   1. Открытие Духовного училища.

   2. Организация регулярных выпусков «Вестника Митрополии» и открытие информационного сайта РПСЦ (www.rpsc.ru).

   3. Проведение епархиальных съездов и встреч старообрядческой молодежи.

   4. Проведение собрания старообрядческих иконописцев и организация иконописной мастерской при Московской Митрополии.

   5. Реорганизация аппарата Московской Митрополии, создание новых отделов и служб.

   6. Подготовка торжественных мероприятий по празднованию 100-летия дарования свободы вероисповедания.

   ОСНОВНЫЕ ВИЗИТЫ И АРХИПАСТЫРСКИЕ ПОЕЗДКИ ВЛАДЫКИ АНДРИАНА В 2004 ГОДУ

   26–30 марта: архипастырская поездка в Кострому и Ярославль.

   15–16 апреля: архипастырская поездка по приходам Московской области.

   19 апреля: посещение г. Боровска (Калужской области). Встреча с губернатором Артамоновым.

   7 мая: митрополит Андриан присутствовал на инаугурации президента РФ В. В. Путина.

   11 мая: встреча с председателем ОВЦС МП митрополитом Кириллом (Гундяевым).

   14–30 мая: визит на Украину и в Молдавию. Встреча с Президентом Приднестровской Молдавской Республики И. Н. Смирновым.

   1–2 июня: архипастырская поездка во Владимир и Владимирскую область.

   5–7 июня: архипастырская поездка в Санкт-Петербург и Великий Новгород.

   4–12 июля: архипастырская поездка в Уральскую епархию: Пермскую, Челябинскую и Свердловскую области. Встреча с наставниками беспоповцев-часовенных.

   20–22 июля: визит в Казань. Встреча с президентом Татарстана М. Ш. Шаймиевым.

   24–26 июля: архипастырская поездка в Тверскую и Смоленскую области.

   27–30 августа: архипастырская поездка в Томск.

   31 августа — 2 сентября: посещение Алтайского края. Встречи с руководителями края и с некоторыми часовенными наставниками. Прием под омофор священника РДЦ Александра Чукаленко.

   3–6 сентября: посещение Красноярского края. Встреча с губернатором А. Г. Хлопониным и мэром Красноярска П. И. Пимашковым.

   7 сентября: архипастырская поездка в Кемеровскую область.

   8–14 сентября: архипастырская поездка в Бурятию.

   15–17 сентября: архипастырская поездка во Владивосток.

   8–22 сентября: архипастырская поездка в Новосибирск на празднование 5-летия завершения строительства кафедрального собора Сибирской епархии РПСЦ. Встреча с губернатором В. А. Толоконским и мэром Новосибирска В. Ф. Городецким.

   24–25 сентября: визит в Самару, встреча с министром культуры области, визит в мэрию.

   25–26 сентября: визит в Саратов.

   26–27 сентября: архипастырская поездка в Сызрань на престольный праздник. Визит в мэрию.

   27–28 сентября: Визит в Тольятти. Встреча с мэром города Н. Д. Уткиным, осмотр предполагаемого места под строительство храма.

   29 сентября: участие в заседании Совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ.

   19 –22 октября: Председательство на ежегодном Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве.

   2 ноября — 13 декабря: архипастырская поездка в Казань на празднование престольного праздника во имя иконы Богородицы Казанския. 6 ноября — срочная госпитализация с инфарктом.

   25 декабря — присоединение третьим чином в сущем сане епископа Германа (Савельева), бывшего клирика РДЦ.

   2 января 2005 года: Хиротония епископа Кишиневского и всея Молдавии Евмения (Михеева).



назад


Яндекс.Метрика