свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Март 2005 года

Л. Дмитриев. Голосовой аппарат певца. (выдержки)

   * * *

   Кчественные характеристики певческого голоса: тембр, диапазон, сила, способность «литься» зависят от особенностей строения голосового аппарата, от особенностей центральной нервной системы и наличия достаточного количества некоторых гормонов в организме.

   

   * * *

   Зук певческого голоса зарождается в голосовых связках и приобретает силу в гортани.

   

   * * *

   Глосовые мышцы устойчивы к кислородному голоданию и при правильной работе сохраняют длительную неутомляемость.

   Вгрудном регистре связки полностью сближены, в вибрации участвует вся длина и масса голосовых связок, но по мере повышения звука, т. е. по мере увеличения частоты вибраций, наступает момент, когда в таком режиме работать связки уже не могут, и тогда происходит резкая смена характера их работы: связочный отдел голосовой щели раскрывается, образуя веретенообразную щель. Голос приобретает фальцетный характер. Фальцетный звук получается вследствие краевой работы связок. Голосовая связка может сокращаться и расслабляться отдельными участками. Путем тренировки может быть найдена своеобразная комбинация грудного и фальцетного типа вибрации голосовых связок и голос приобретает смешанное (микстовое) звучание.

   

   * * *

   Дина связок мужчин 2–2,5 см, у женщин — 1,3–1,8 см. Женский голос значительно выше, чем мужской, и имеет иное регистровое строение (3 регистра). У мужчин более развит нижний отрезок звуковой шкалы и голос имеет двухрегистровое строение.

   

   * * *

   Убасов связки наиболее толстые и длинные, у баритона они короче, у теноров еще короче и тоньше. Такая же последовательность и в женских голосах. Имеются исключения.

   

   * * *

   Плость гортани напоминает форму песочных часов. Подсвязочное пространство почти не меняет своей конфигурации. Надсвязочное — способно менять объем и конфигурацию.

   

   * * *

   Эергию для звука голоса дает дыхательная система. Подсвязочная часть гортани переходит в трахею, затем в два главных бронха, в более мелкие бронхи и далее к легким.

   

   * * *

   Ркомендуется реберно-диафрагматический тип дыхания, но может быть употреблен любой, кроме «ключичного», при котором происходит напряжение шейных мышц и скованность гортани.

   * * *

   Вполостях, расположенных выше гортани, т. е. в глотке и полости рта, тембр и сила звука лишь видоизменяются, высота же остается такой, какой она родилась в гортани. Под глоткой понимается полость, находящаяся за небными дужками полости рта, которая сверху и спереди переходит в носовую полость, а внизу в пищевод. При пережевывании пищи и проталкивании ее глоткой, вход в гортань перекрывается, чтобы пища не попадала в дыхательные пути; дыхание свободно.

   Взеве ротоглотки помещаются небные миндалины, склонные к хроническому воспалению. Их удаление без повреждения мягкого неба и дужек никаких вредных последствий для голоса не оставляет.

   Яык. Кроме основной функции — принимать участие в акте жевания и проглатывании пищи, у человека язык входит в систему речедвигательных органов и выполняет в процессе речи тончайшую и сложнейшую работу.

   Нс является начальным отделом дыхательных путей. Здесь, соприкасаясь с большой поверхностью влажной слизистой оболочки, воздух согревается, увлажняется и очищается.

   Влицевой части черепа помещается рад полостей (пазух), так называемых придаточных полостей носа, представляющих собою пустоты неправильной формы в костях черепа, выстланные слизистой оболочкой. Наибольшие по размеру — гайморовы. Узкий проход из них открывается в средний носовой ход. В лобной кости в надбровной области помещаются лобные пазухи, которые также соединяются отверстиями со средним носовым ходом и другие. Все эти полости в норме заполнены воздухом. При воспалениях слизистой оболочки носа придаточные полости также заполняются воспалительным отделяемым, что может приводить к неприятным последствиям.

   Вакте дыхания и речевой фонации придаточные полости участия не принимают. При пении они входят в понятие «верхнего резонатора». Однако звук, возникший в них вследствие резонанса, выхода наружу не имеет и для слушателя остается бесполезным. Вибрационные явления в этих полостях по нервным путям стимулируют работу гортани.

   

   Работа голосового аппарата в речи

   

   Рчь усваивается с раннего детства, и вырабатываемые голосовым аппаратом необходимые координации всех частей голосового аппарата становятся автоматическими. Стереотипы звуков речи родного языка чрезвычайно прочны. Они являются причиной акцентов при переходе к речи на другом языке. Речевые стереотипы часто являются помехой при обучении пению, где требуется нахождение особых певческих координаций.

   Зуки, которые способен производить голосовой аппарат человека, можно подразделить на тоновые, т. е. имеющие определенную высоту, например, все гласные звуки; и шумовые, например, согласные С, П, Ч и др.

   Тновые звуки характеризуются периодичностью колебаний, совершающихся с определенной частотой. Эту частоту колебаний мы воспринимаем как высоту звука. Размах (амплитуда) колебаний воспринимается как сила звука.

   Ве музыкальные звуки, как и гласные звуки нашей речи, являются сложными, т. е. состоят не из одного периодического колебания, а из многих, имеющих разную частоту и амплитуду. В сложном звуке различают основной тон, частота которого определяет высоту звука, и обертоны, частичные тоны (гармоники), от количества и силы которых зависит тембр сложного звука. Гармонические обертоны по частоте в 2, 3, 4 и т. д. раз больше основного тона. Основной тон и обертоны воспринимаются нашим ухом слитно, как единое звучание, имеющее определенную высоту и тембр.

   Кждый гласный звук содержит свои, характерные только для него, усиленные обертоны. Они называются формантами гласных

   Гртань образует звук, еще не имеющий характера того или иного гласного, т. е. не несущий в обертоновом составе формант гласных. Форманты гласных образуются в результате резонанса полостей рта и глотки.

   Яление резонанса широко известно. Если на рояле нажать педаль и спеть тон определенной высоты, то рояль «ответит» звучанием той струны, звук которой по высоте совпадет с только что спетым. Подобным же образом могут резонировать и воздушные полости, имеющие достаточно упругие стенки. Маленькие полости резонируют на высокие звуки, а большие — на низкие.

   Првичный звук, возникший в результате колебаний голосовых связок, содержит около пятнадцати обертонов примерно равной амплитуды. Проходя через полости глотки и рта, он подвергается своеобразной фильтрации: большинство обертонов гасится, некоторые же, совпадающие с собственными тонами полостей рта и глотки, входят с ними в резонанс и оказываются усиленными. Именно поэтому язык на каждом гласном звуке должен иметь определенный уклад. Язык формирует во рту и в глотке полости, необходимые для резонанса соответствующих обертонов, т. е. для возникновения речевых формант. Так из индифферентного тембра первичного звука гортани в результате резонанса полостей глотки и рта возникает звук, содержащий характерные усиленные обертоны — форманты — и потому воспринимаемый нами как гласный.

   Гасные образуются вследствие свободного прохождения звука, рожденного гортанью, по глоточной и ротовой полостям. Никаких препятствий звуку в ротоглоточном канале нет.

   Зук голоса приобретает характер гласного в полостях ротоглоточного канала, а также основные качества его, как высота, сила и характерный индивидуальный тембр, родятся в гортани. Голосовые связки (гортань), меняя свою работу, придают гласному нужную высоту, силу и индивидуальный тембр.

   Пи произношении согласных в ротоглоточном канале обязательно создается препятствие, через которое с силой проталкивается воздушная струя. Шумы, получающиеся в результате прохождения воздушной струи через это препятствие, мы классифицируем как глухой согласный звук того или иного типа. При произношении глухих согласных гортань в работу не включена. При образовании звонких согласных к шуму глухих согласных присоединяется звук гортани, поэтому звонкие согласные имеют определенную высоту (напр., Л, М, З и др.), в то время как глухие согласные, где гортань «молчит», ею не обладают (напр., Ч, Ц, Х, Ф и др.). Механизм возникновения разных согласных различен (смычные или взрывные согласные: П-Б, Т-Д, образуются на прорыве воздушной струи; щелевые, или фрикативные: С-З, Ф-В — звук возникает от трения воздушной струи о стенки сужения, щели).

   Впотоке речи согласные осуществляют основную смыслоразличительную роль. Разборчивость речи прежде всего связана с четким произношением согласных. Гласные в этом отношении играют менее существенную роль. Они несут такие основные голосовые качества, как высота, на которой осуществляется речь (мелодика речи), сила звука и индивидуально окрашенный той или иной эмоцией тембр.

   Рчь осуществляется при быстрой смене гласных и согласных. Поэтому в процессе произнесения слова движения, необходимые для произнесения одного звукa речи, связываются с движениями, необходимыми для последующего звука. Подготовка к произнесению последующего звука происходит еще на предыдущем. Предыдущий звук как бы подготавливается к произнесению последующего. Таким образом, звуки речи взаимовлияют друг на друга. Так, например, один и тот же гласный звук, заключенный в слове между разными согласными, будет неодинаков по своему положению (укладу). Так, например, в слоге СА уклад А будет иным, чем в слоге ХА, т. к. С артикулируется близко у зубов, а Х глубоко.

   Сгласные щелевого характера образуются при незамкнутом ротоглоточном канале, когда дыхательная струя плавно скользит через сужение в ротоглоточном канале, поэтому последующий гласный, образующийся за счет включения в работу голосовых связок, будет начат в момент плавного вытекания воздуха, голосовые связки сблизятся и начнут колебаться на плавном движении дыхательной струи (например, на слоге ФА). В результате такого взаимодействия звук А будет обладать иной координацией, т. е. звучанием (мягкое звучание), чем, например, в слоге ПА или ДА, после взрывного согласного (жесткое звучание).

   Кждый гласный звук имеет две основные форманты, возникающие одна в ротовой, другая в глоточной полости. На И ротовая полость имеет наименьший объем по сравнению со всеми остальными гласными, а глоточная полость — наибольший. Мягкое небо на И, так же как и на всех остальных чистых гласных русского языка, поднято и полностью перекрывает ход в носоглотку.

   Н гласном А образуется наибольшая полость во рту, открытие рта также наибольшее.

   Н О уклад языка несколько повышается по сравнению с А, а рот прикрывается, округляясь выдвигающимися губами.

   Иак, объем ротового резонатора уменьшается в последовательности А — О — Е — У — И, а объем глоточного в этой же последовательности увеличивается. При формировании гласных ротовой и глоточный резонаторы находятся в обратных взаимоотношениях.

   Пи произношении различных гласных, даже если они произносятся в равной силе и на одной и той же высоте, голосовые связки и дыхание бывают включены в работу в разной мере. Ротовое отверстие на разных гласных бывает открыто в неодинаковой степени. Форма ротоглоточного канала также бывает различна в отношении образующихся расширений и сужений. Поэтому сила звука, родившаяся в гортани, будет на разных гласных поглощаться в разной степени.

   Савнивая форму ротоглоточного канала при произнесении гласного А с формой гласного И или У, выясняем, что на А звук, выйдя из входа гортани, попадает в узкую глотку и потом проходит по рупору, постепенно расширяющемуся, через широко открытое отверстие рта в наружное пространство. В этом случае звук будет поглощаться сравнительно мало. На И или на У он, выйдя из гортани, сразу попадает в сильно расширенную глотку, а выход из нее оказывается сильно суженным. Естественно, что в наружное пространство пройдет лишь небольшая часть энергии звука, а главная часть поглотится стенками глоточной полости. Между тем изменить форму этих полостей, так неудачно сформированных для выведения звуковой энергии в наружное пространство, нельзя, т. к. не получится нужный гласный звук. Таким образом, при одной и той же затрате энергии со стороны связок и дыхания разные гласные должны были бы иметь весьма различную громкость: А всегда было бы во много раз громче И и У.

   Онако для понимания речи необходима примерно одинаковая сила звучания всех гласных. Эта ровность достигается путем увеличения исходной силы звука на тех гласных, при которых звуковая энергия значительно поглощается ротоглоточным каналом. Чтобы гласные в слове звучали одинаково громко, голосовые связки и дыхание должны выдавать энергию на И и У значительно большую, чем на А (последовательность И — У — Е — О — А).

   Дительность звучания гласных звуков в речи сравнительно невелика. Они имеют скользящий характер, следуя интонационной задаче. Так, например, утверждение «Да!» строится на скольжении звука А вниз по звуковой шкале, а вопрос «Да?» строится на скольжении А вверх. Это интонационное скольжение звуков голоса в потоке речи создает своеобразную мелодику речи, без которой она становится невыразительной, теряет часть сообщения, а иногда делает содержание речевого сообщения вовсе непонятным. Так будет, если слово «да» лишить вопросительной или утвердительной интонации. На такое слово ответом будет: «А что: да?» — так как смысл будет неясен. Интонация имеет смысловое значение, и задачу интонационных скольжений звука выполняют голосовые связки во взаимодействии с дыханием.

   Идивидуальный тембр голоса определяется прежде всего особенностями строения и функций гортани данного человека. Размеры гортани и голосовых связок, мощность мускулатуры гортани, тонус этих мышц, как и мышц дыхательного аппарата, наконец, характер смыкания связок — все это создает неповторимые индивидуальные отличия одного голоса от другого. В характере смыкания, то есть в типе вибрационной работы голосовых связок, основную роль играют речевые навыки, приобретенные в процессе индивидуального развития. Слушая, повторяя и усваивая речевые нормы произношения того или иного языка, человек тем самым приучает свою гортань к функциональным особенностям, характерным для того или иного языка. Гортанное звучание многих восточных языков, глубокое звучание английской речи, мягкость и звонкость итальянской — результат необходимых приспособлений голосового аппарата. Таким образом, язык влияет на организацию вибрационной работы голосовых связок, создавая необходимый тип этой работы и накладывая неизгладимый отпечаток на функцию гортани в целом.

   «Жесткий» тип работы гортани, когда родится звук яркий, но резкий, часто неприятный и горловой, характеризуется излишней плотностью смыкания голосовых связок и малой длительностью фазы открытия голосовой щели. В этот момент смыкание связок слишком активизировано и звук имеет много высоких обертонов, делающих его резким и жестким, а дыхание мало просачивается через голосовую щель.

   Пи «мягком» голосе, когда звук не имеет излишних высоких обертонов, смыкание связок менее плотно и фаза их размыкания удлинена. Дыхание при такой работе гортани свободнее вытекает через голосовую щель.

   Эа привычная работа гортани влияет на все другие голосовые задания, и в частности — на процесс пения. Следует отметить, что любой тип работы гортани физиологичен, естествен, и поэтому даже на так называемой горловой манере работы гортани восточные народные певцы говорят и поют без устали до глубокой старости.

   

   Выдержки из нескольких разделов наглядного пособия «Голосовой аппарат певца» сделаны М. Ф. Никоновым. Раздел III «Работа голосового аппарата в пении» будет приведен полностью.

   г. Нижний Новгород , 19.11.04.



назад


Яндекс.Метрика