свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2Май 2005 года

* * *

   Уже много раз наша издательская совесть требовала посвятить одну из публикаций нашего журнала иконе. Однако тема эта настолько важна и ответственна, что мы просто не решались к ней приступить. А нужда в этом, надо сказать, ощущается каждодневно. Общаясь с разными людьми в разных обстоятельствах, мы очень часто сталкиваемся с непониманием или профанацией православной святыни.

   Как-то разговорились мы с руководителем крупного предприятия, который охотно откликнулся помочь в строительстве церкви.

   — Вы знаете, — поделился он своим видением Православия, — когда я бываю в других городах, то всегда хожу в местные храмы смотреть картинки.

   Несколько растерявшись от такого признания, мы пытались придать «картинкам в храме» другое значение, но наш собеседник остался уверен в своей правоте.

   Один из наших нештатных сотрудников, пришедший к вере уже немолодым, поделился как-то своей заботой о духовном состоянии своего уже взрослого сына. Тот прилепился душой к баптистам и посмеивается над Православием, которое исповедуют родители: «Молитесь на разукрашенные доски».

   Другой пример: в Строгановской церкви, что в Нижнем Новгороде, среди классически исполненного внутреннего убранства старинного храма, среди старинных икон как пощечина обожгла нас подсвеченная изнутри люминесцентной лампой картина — Божия Матерь с Младенцем на руках. «Продвинутый» художник нарисовал прекрасный групповой портрет, который иначе чем святотатством трудно назвать.

   Эти и многие другие примеры совершенного непонимания значения иконы в жизни всякого христианина и придали нам решимости на эту публикацию. Наиболее интересными нам показались сравнительно редкие книги на эту тему князя Е. Н. Трубецкого. Сократив почти наполовину до уровня журнальной статьи содержание книги «Умозрение в красках», безусловно, мы существенно ее ухудшили. Но мы надеемся, что читатель, познакомившись с этим сокращенным вариантом, захочет прочесть работу Е. Н. Трубецкого полностью.

   Она была написана в разгар Отечественной войны в 1915 году. Россия претерпевала многие скорби в этом кровопролитии. Но именно это обстоятельство и подвигло, по признанию автора, к новому открытию для России иконы, утратившей в нововведениях реформаторов Православия XVII века первозданную свою сущность. Подменив иконы в храмах картинками с «червонными устами и одутловатыми щеками», Русь, по наущению бесовскому, почти утратила на несколько веков, величайшую святыню, ведущую греховную нашу сущность к иному миру.

   «Человек... не может войти в состав Божьего храма таким, каков он есть, потому что для необрезанного сердца и для разжиревшей, самодовлеющей плоти в этом храме нет места, и вот почему иконы нельзя писать с живых людей».

   Воочию наблюдая горе своего Отечества, философ и историк в своих рассуждениях проводит связь времен и отдает предпочтение совсем не современному умозрению:

   «В древней Руси дни тяжких испытаний были общим правилом, а дни благополучия — сравнительно редким исключением. Тогда, как и теперь, в дни зимней нашей скорби, мы испытываем что-то близкое к тому, что переживала древняя Русь в дни татарского нашествия. И что же мы видим в результате! Немая в течение многих веков икона заговорила с нами снова тем самым языком, каким она говорила с отдаленными нашими предками».

   Значение этой работы уходит намного дальше вперед от описательного значения икон. Как часто в повседневной жизни мы скорбим по поводу и без оного, саможаление становится важной чертой нашего умонастроения. Помимо просветительского значения, предлагаемая работа этого талантливого человека, поможет нам взглянуть на себя по-новому. Если, осмыслив прочитанное, мы меньше будем гневить Бога, жалуясь на непосильную ношу нашего креста этой жизни, то наша цель как издателей будет достигнута.



назад


опасна ли ринопластика носа
норколут побочные действия
https://krasnogorsk.vezetvsem.ru/pereezd
Информационный портал Insider.pro