свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 6Май 2002 года

МЫСЛИ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ЖИЗНЕННОМ ВЫБОРЕ ( ПОДБОРКА У. БОРОДИНОЙ )

   Еть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти. Притч.16,25

   

   Н пути сем, по нему же хождах,скрыша сеть мне.Псалом 141

   

   Н сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего,чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.Рим12,2

   

    Христианин, читающий святоотеческую литературу, понимает, что самые прекрасные дела могут не приносить душе никакой пользы и даже вредить ей.

    Не всякому доброму, как нам кажется, совету и порыву можно доверять, но надо точно различать добро истинно христианское, евангельское от добра ложного, душевредного, удаляющего от Бога.

    Всякое дело, прежде чем мы на него решимся, бывает нами взвешено. На внутреннем «тайном совете» свои «за» и «против» говорят сердце, ум, чувства, плоть, страсти, привязанности, слабости. И любой, даже маленький, едва заметный поступок, шаг мы внутренне посвящаем во чье-то имя: ради земного или небесного, Божьего или мирского. Часто это посвящение имеет в глазах Божьих большее значение, чем само дело. А ведь редкое наше дело бывает чисто от тщеславия и лицемерия.

    Если человек трудится с тщеславием, хвастовством, уничижает при этом других братий, которые не могут нести такого труда, то как бы ни был труд его долговременен, полезен для церкви или для людей в вещественном отношении, но для его души такой труд бесполезен и даже вреден, т.к. наполняет душу самомнением.

    По-видимому, те, кто в наше время истинно ищет спасения и желает охраниться от разных соблазнов и прелести, должны проводить жизнь самую скромную, все делать очень осторожно и соразмеренно, особенно хранить себя от всего показного, ненавидеть в себе тщеславие, по возможности скрывать свои подвиги, добрые дела от людей.

    Человеку, находящемуся на «распутье» перед каким-нибудь жизненным выбором, поможет такой пример:

    Брат, желая выйти из монастыря и избрать жительство отшельника, просил совета у аввы Иосифа1. Старец отвечал: «Живи там, где видишь, что нет ничего вредного для души твоей, и где ты можешь пребывать в мире». Брат отвечал: «Я мирствую и в общежитии, и в отшельничестве». Старец сказал на это: «Положи помыслы твои как бы на весы, и где видишь больше пользы для души твоей, где достигаешь большего смирения, там и живи».

    «Господь Бог да покроет нас от бедствия, постигающего тех, которые уповают на самих себя, и да сподобит нас держаться пути отцов наших, благоугодивших имени Его»,- пишет авва Дорофей2.

   

    Как же советуют поступать св. отцы человеку, решающему начать какое-то новое дело?

   1. «Когда предложат тебе какое дело, само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не желай его, пока не обратишь мысль свою к Богу, желая узнать волю его».

   2. Каждый, делающий что-нибудь, должен иметь цель. Дело принесет пользу нашей душе, если оно будет совершаться с единственной целью – для угождения Богу. Ведь Бог «есть Источник всякой премудрости, знает все, что нам полезно и устрояет все, касающееся до нас, даже и самое маловажное».

   «Итак, - учит авва Дорофей, - оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим и о чем помышляем» (Ефес.3,20).

   3. За сим следует теплейшую и чистейшую воссылать к Богу молитву, всеусердно моля Его, однажды, дважды и многажды, просветить тьму нашу и вразумить нас.

    Авва Дорофей говорит: «Ты должен взывать «Господи! Как Ты хочешь и как Ты знаешь, устрой это дело!» и «Да будет воля Твоя, а не моя».

    «Трижды помолись, - говорят великие старцы Варсонофий и Иоанн2, - и потом куда склонится сердце твое, то и делай. Но образующееся у тебя решение ты должен проверить советом и рассуждением опытнейших».

    4. Свое решение следует доверить духовному отцу и просить у него совета и благословения. Благословение – это согласие, разрешение на конкретно определенное богоугодное и спасительное дело. Через благословение священническое Господь невидимо посылает всякое добро тем, кто искренно и с верой принимает его.

    Св. Иоанн Златоуст благословение священных лиц называет «оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон…» (Творение его, т. III, с.53)

    5. Получив благословение, мы должны исполнять дело по силе своей и быть готовы любой исход этого дела принять со смирением, т.е. обратить на пользу душе.

   «Таковый, высокое ли и великое какое дело делает или низкое и малозначительное, равно бывает покоен и доволен» (Авва Дорофей)

    Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веком Аминь.

   

   

   1 Авва Иосиф, один из иноков первых веков христианства, безмолвствовал в пустыне нижнего Египта.

   2 Св. Авва Дорофей, Иоанн Пророк и Варсонофий Великий жили в монастыре преп. Серида в Сирии в VI-VII вв. св. Варсонофий Великий был учителем св. Иоанна Пророка, у которого был в послушании авва Дорофей.

   

   Пдборку подготовила У. Бородина

   

   



назад


Яндекс.Метрика