свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 1Январь 2003 года

ВЕЛИКОРЕЦКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

   Вавгусте 2002 года в Казанско-Вятской епархии возродилась давняя традиция ходить крестным ходом из Вятки (Кирова) в село Великорецкое. Мы попросили рассказать об этом событии одного из участников, чтеца Ивана Ошина (г. Казань).

   

    – Иван, расскажи историю Великорецкого крестного хода.

    – В 1380 году, при князе Дмитрии Донском, в Вятской земле явился образ Святителя Николы. Нашел его простой крестьянин в чаще леса, по необычному свечению, исходившему от иконы. Было это на реке Великой. Происходившие чудеса, привлекали на это место множество паломников. Была построена часовня, затем храм. Возникло село Великорецкое. Те времена были неспокойными на Вятке: местные племена нападали на жителей Великорецкого, и чтобы сохранить икону, ее перенесли в город Хлынов (Вятка, ныне Киров), но с условием, что она каждый год будет возвращаться на место своего чудесного явления, хотя бы ненадолго. Так возникла благочестивая традиция совершать крестный ход с образом Святителя Николы из Вятки в Великорецкое, где совершалась торжественная служба на месте явления чудотворного образа.

   В2001 году на молодежном съезде Казанско-Вятской епархии было принято решение возобновить древний благочестивый обычай.

    – Как проходил крестный ход?

    – Это было епархиальное событие, приехало много народа из Казани, Ижевска, Омутнинска, со всей нашей епархии. Были гости из Петербурга, из Белоруссии.

   Сачала в Кирове прошел молодежный съезд, а на следующий день, 11 августа, мы пошли с самого утра крестным ходом через весь город, очень торжественно. Ненадолго остановились в Свято-Трифоновском монастыре, который сейчас у новообрядцев, но преподобный Трифон – дораскольный святой. А потом от монастыря пошли по пути крестному, до села Великорецкого. За три дня предстояло пройти около 100 километров. Шли мы путем, которым ходят никониане, они не прекращали эту традицию даже в советские времена. Но их маршрут нам не очень подходит, на следующий год планируется немного его изменить.

   Нрод шел разный – от 10 и до 82 лет. Кто не мог идти, ехали на автобусе, который доезжал до места ночлега, и там готовили ужин.

   Впути шла постоянная молитва: читались каноны Святителю Николе, правильные каноны. Полунощницу, павечерницу тоже молились на ходу. А когда было уже все прочитано, мы пели духовные стихи, отрывки из церковной службы. Молитва шла постоянная, и это очень поддерживало, отстающие подтягивались, чтобы слышать молитву. Люди, несущие хоругви, крест, чувствовали, что гораздо легче идти, когда несешь икону.

   Кгда пришли в Великорецкое, отслужили там молебен с водосвятием, освятили источник. Почти все люди там окунулись, и никто не заболел, хотя погода стояла довольно-таки холодная. Слава Богу, все прошло очень хорошо.

    – Где вы останавливались на ночлег?

    – В деревнях, в зависимости от того, как нас принимали, ночевали в доме культуры, или по домам. Просто заходили и спрашивали: «Можно у вас переночевать?» Некоторые пускали за так просто, за «Спаси Христос», другие брали плату, правда, несущественную, 10 рублей с человека. А в Великорецком нашему ночлегу способствовали никониане. Там послушник очень хорошо относится к старообрядцам, он предоставил владыке Андриану, который шел все три дня вместе с крестным ходом, возглавлял крестный ход, отдельную келью. А для остальных участников крестного хода предоставили дом, не под открытым небом мы спали. Такого не было, слава Богу.

    – Как относились местные жители к крестному ходу, к его участникам?

    – Наш крестный ход был неофициальным, мы не получили на него разрешения. Это связано с тем, что до сих пор Кировская область относится к «красному поясу», во главе губернатор-коммунист, и власти всячески, ну не то чтобы препятствуют, а не желают развития духовной деятельности старообрядцев в своей губернии. Так что мы шли самостоятельно, без сопровождения «Скорой помощи» и ГАИ. Жители в большинстве своем относятся положительно, но крестный ход для них, грубо говоря, шоу: интересно им, но они посмотрели и ушли.

   Нрод очень отзывчивый, но он в очень бедном состоянии, это накладывает свой отпечаток. Мы проходили много, очень много деревень, которые были богатыми, это видно, но во время советской власти они просто разорились из-за того, что народ уезжал оттуда. Мы проходили через село Горохово, там был большой храм, с хорошей акустикой, от которого осталась колокольня и центральная часть, остальное разобрали на кирпич. Возле этого села было 40 поселков и деревень, осталось только кладбище и этот разрушенный храм. Бездуховность привела и к материальному упадку.

    – Какие у тебя остались впечатления о крестном ходе, что запомнилось больше всего?

    – Общая молитва и общение со священством, с духовно сильными людьми на привалах и в перерывах между молитвами. Запомнились, конечно же испытания, которые мы преодолевали. Самым тяжелым был последний день, потому что шли около трассы, постоянно проносились машины, это выматывало. И пошел дождь под конец. Это было очень тяжело, но люди все выдержали. Делалось все во славу Божию.

   А когда выходили из Кирова, начинали крестный ход, шел моросящий дождик. Господь нас проверял – когда идет такой дождь, то это, скорее всего, надолго. Кто поедет на автобусе, а кто пойдет пешком? Многие выбрали пеший путь, а дождь скоро кончился.

   Млитва, общение – это очень сближало людей и показывало, что есть еще силы в старообрядчестве. «Когда двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», – сказал Исус Христос. А тут, когда столько человек идет к общей цели, с большим рвением, через такие красивые места – Кировская область богата своими лесами, красивыми полями – это очень сильно запоминается. Все, кто шел в крестном ходе, вспоминали, часто даже со слезами на глазах, и не только старики, как это было хорошо, как было им приятно идти, участвовать в общей молитве. Настолько сильно это подействовало на людей.

   Кестный ход – это победа старообрядчества, потому что он возродился после стольких лет гонений, более трехсот лет гнали старообрядцев. Все почувствовали, и молодые, и пожилые – это действительно великое дело. Бог помог нам это сделать.



назад


Яндекс.Метрика