свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2Март 2003 года

Л.ДЕМЕНТЬЕВА. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЩЕХРИСТИАНСКОЙ СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА

   Сарообрядческая культура является неотъемлемой частью русской национальной и православной культуры, но в силу вынужденных обстоятельств ей присуща некоторая специфика. Старообрядчество принято считать противостоящим основному пути развития русской культуры. Объяснения этому находят в его ориентированности на традиции прошлого и принципиальное неприятие европейского образа жизни.

   Вдействительности старообрядцы не противопоставляли некую свою, особенную культуру другой или другим культурам. Не противопоставляли, так как не создали своей «особенной» культуры. Старообрядчество в целом сохранило практически все элементы базовой православной культуры. Когда Русь приняла православие, язычество осталось «старой верой» (1). Спустя несколько столетий и греческое православие стало именоватъся «старой верой», а его последователи – староверами, старообрядцами, раскольниками, хотя к тому времени «греки отступили от чистого православия, русские сохранили его нерушимо» (2).

   Пи известной неоднородности старообрядчества, наличии в нем как поповских, так и беспоповских групп, подлинными хранителями православной культуры правильно было бы считать ту часть поповства, которая в настоящее время известна как Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ). В то же время Русская Православная Церковь (РПЦ), узурпировавшая право именоваться и считаться официальной церковью, не должна быть ею: в результате реформ середины XVII в. были произведены необоснованные изменения ряда существенных для православия обрядовых и догматических установлений, принятых вселенскими соборами, следствием чего явилось возникновение новой субкультуры – никонианской церкви. Опираясь на поддержку государственной власти, воспользовавшись данным ей правом физически расправляться с духовными противниками, РПЦ вынудила сторонников «древлего благочестия», последовательных православных людей, уйти в подполье. Для оправдания своих действий РПЦ, получившая статус официальной, снова при поддержке государственных учреждений и самого государя, сфабриковала ряд документов для доказательства своей религиозной непогрешимости и дальнейшего обвинения в расколе своих противников (3).

   Сарообрядцы, действуя осознанно, имели перед собой цель сохранения древних установлений и в настоящее время являются продолжателями и носителями традиций православной церковной культуры во всех приемлемых для религиозного сознания институциональных ее проявлениях, не отказываясь при этом от диалога, который так или иначе возникает в поликультурном и поликонфессиональном пространстве их нахождения. Исключения, может быть, составляют отдельные радикальные направления беспоповцев

   в силу деятельности своих лидеров традиционно изолирующие себя и своих последователей от общекультурных и социальных процессов, отмечаемых во всем обществе и находящих отклик в старообрядчестве.

   Вотдельных случаях речь уже не может идти в целом о старообрядчестве, или староверии, так как некоторые из этих направлений, утратив основные черты православия, имеют достаточно точек соприкосновения с сектантством, хотя и не соотносят себя с ним. Последнее дает удобную почву различным современным сектантским новообразованиям именовать себя староверами, что отнюдь не добавляет авторитета сторонникам древлего православия, так как оценка их реального существования зачастую производится ошибочно.

   Кк известно, на первом этапе, в момент церковного раскола, существовало сходство позиций спорящих сторон (4): и сторонники «старой веры», и сторонники новшеств в обряде выступали против «церковных нестроений», в сущности, как уже говорилось, против вестернизации Православной Церкви. В дальнейшем, как мы видели, их пути разделились, завершившись нескончаемым противостоянием. Если новообрядческая церковная культура строилась на ренессансно-барочном мировоззрении, что фактически не оспаривается (5), и была открыта для все новых влияний, то «старообрядческая позиция законсервироваласъ в стабильно-традиционной форме».

   Кльтурный конфликт, произошедший в далеком XVII в., наиболее драматично протекал в силу особенностей политического состояния Московского царства того времени, прежде всего, недостатка ресурсов власти, неравномерно, как считали участники сторон, распределенной, и повлек за собой разделение общества на сторонников как царя, так и патриарха. При этом часть из них просто подчинилась ситуации, не проявив собственной позиции (но так всегда удобнее, особенно если противная сторона заведомо сильнее!).

   Оромная масса как простого народа, так и служилого, в том числе и духовенства, по всей Руси не приняла реформ – либо «по простоте» – латентно, либо принципиально. Общество оказалось поделенным на две большие эмоционально настроенные группы, что обострило конфликт, при этом государственно-религиозная система не допускала какой-либо альтернативы.

   Пскольку многих участников конфликта связывали недавние отношения (по кружку боголюбцев), а в процессе развития в конфликт оказались втянуты не только местные, но и зарубежные связи, погасить его не было возможности даже при желании сторон.

   Улубились разнонаправленные культурные ориентации, которые определяют как оппозиции «традиционализм – западничество» или «старое – новое». Можно: «свое – чужое».

   Рссматривать эти оппозиции мы предлагаем с точки зрения понятий «жизненных ценностей» и норм, так как в силу своего смыслообразующего характера они в достаточной степени объясняют существование старообрядчества и новообрядчества, раскрывая главное – меру обращенности к Богу. Бог как ценность – общая идея всего христианства, в этом плане старообрядчество не представляет чего-либо особенного. Но именно у старообрядцев в силу особого отношения к теории «национального благочестия» трансцендентные ценности приобрели доминирующее значение. В «мирской», обыденной жизни это сказалось не в последнюю очередь. Наблюдать это можно на конкретных примерах.

   Вякая система диктует определенные нормы, то есть правила и предписания, которым носители конкретных ценностей обязаны следовать. Существующие для подержания норм соотносимые с ними эталоны требуют четких обоснований, каковыми у старообрядцев являются догматические и богословские сочинения. Таким образом, обыденные нормы, проявляющиеся в санкционированных православной культурой законах, сводах правил, закрепляются в глазах старообрядцев посредством определенных знаков, служащих мерилом и источником Истины. В данном случае речь идет о Священном Писании и Священном Предании и их переосмыслении в старообрядческой апологетике.

   Вкачестве примера приведем случай, о котором поведал ныне покойный наставник общины старообрядцев-неокружников с. Залесово Алтайского края Филимон Несторович Меньшиков.

   Нходясь на фронте во время Великой Отечественной войны, он однажды, не подозревая об этом, употребил в пищу блюдо, приготовленное другими солдатами из зайца. Те, не зная, а возможно, зная о религиозных установках, которым он следовал, не придали им значения, промолчали, так как все равно другой еды в данный момент не было, а сообщили об этом Меньшикову лишь после завершения трапезы. Реакция организма была мгновенной и неожиданной для него самого. Впоследствии он объяснял это тем, что ему было известно существующее предписание о запрете на употребление в пищу «животных с когтями на лапах (нет раздвоенных копыт), они поганые, нечистые» (Лев. 27: 7).

   Нсколько сильным является воздействие библейских запретов, можно судить по локальным дискуссиям, которые и сейчас порой возникают среди старообрядцев, особенно в области бытовой. Например, можно или нет употреблять в пищу мясо кальмара, ведь он не имеет чешуи (Лев. 27: 10). Некоторые из новообратившихся, употреблявшие этот продукт прежде, не отказываются от него и приняв крещение в старообрядчестве. Основанием для этого служит оправдание, что своим явлением Исус разрушил ветхозаветные правила. Часто прозелиты скрупулезно исследуют состав продуктов, приобретенных в торговых предприятиях: пряники, булочки – на предмет наличия в их составе «скоромных» ингредиентов, например, яиц, молока; мармелад, конфеты, шоколад – на предмет использования в их составе желатина, молочных продуктов. Разумеется, это происходит лишь в постные дни или в посты, когда вообще прием сладостей ограничен.

   Более последовательны старообрядцы, имеющие давние корни, воспитанные в святоотеческих традициях. Для них этот вопрос не стоит, если имеется хотя бы малейшее сомнение в «чистоте» продукта. Тем более что существуют уставы, календари, в которых обычно указывается уровень и качество поста и дается предписание на употребление в пищу таких продуктов, как растительное масло, рыба, мясо, молоко. Причем для каждого из четырех крупных постов, входящих в годовой круг, существует специфический пищевой регламент. Кроме уставов, календарей, упомянутых выше, среди старообрядцев получила распространение книга «Цветник». Вот некоторые ее высказывания по поводу пищи: «ешь редко, за все постись от пива, вина, от мяса... от мирских уходи прочь. Не пей, не ешь и не молись с ними нигде» (6).

   Сществуют и некоторые особенности питания в пост, которые отличают старообрядцев, например, от представителей РПЦ, старообрядцев разных направлений друг от друга, а также старообрядцев, живущих в различных регионах.

   Автору приходилось наблюдать в посты как старообрядцев, так и представителей РПЦ. Надо сказать, что разница в «держании» постов весьма существенна, сложилась она исторически, объяснить ее можно с тех же позиций «своего» и «чужого». Для этого вновь необходимо обратиться к моменту принятия крещения и снова пройти путь от раннего православия на Руси и далее – через «раскол» к нашему времени. Поистине, для установления правоты одной из сторон ретроспектива является постоянным и необходимым приемом.

   Кгда-то Русь не вся и не сразу восприняла православие во всей его целостности. Не секрет, что новая религия встретила как противников, так и «горячие души», решившиеся «сразу отведать самых изысканных яств византийской духовной трапезы» (7): христианский идеал аскетизма, духовное подвижничество нашли на Руси огромное количество сторонников не только в среде монашеской, для которой существовал специальный строгий устав, но и среди «мирян», стремящихся к аскезе. Собственно, христианство и не обещало людям на земле легкого пути — только «per aspera» (через тернии. – прим. ред.).

   Вдальнейшем, пройдя тяжкий путь утверждения, православие на Руси продолжало следовать первоначальным христианским идеалам и ценностям даже тогда, когда на родине христианства появились отступники, ради удовольствий земной жизни забывшие, какому Богу служат. Со временем послабления («нестрое-ния»!) в религиозной и мирской жизни коснулись и русской церкви, результатом чего явился раскол середины XVII в. Часть его разногласий касается отношения к постам и современного его состояния.

   ВРПЦ принята практика послабления постов для больных, стариков и детей. Это общеизвестно, поэтому многие верующие, крещенные в официальной церкви и придерживающиеся ее правил, порой не обращаются к священнику за необходимым благословением на послабление поста, а «разрешают» его самовольно.

   Встарообрядчестве не постятся только младенцы: девочки до двухлетнего возраста, мальчики – до трех лет. Взрослого человека на послабление поста может благословить только священник, тщательно взвешивающий все обстоятельства «рrо et contra» (за и против. – прим. ред.). Причем первое, что предложит священник слабому или болящему человеку, это покаяние (8). Считается, что раскаяние в грехах излечивает не только душу, но и способствует телесному здравию. Если характер прегрешений позволяет, то человек допускается к причастию, что способствует более полному облегчению состояния болящего и даже его выздоровлению. Наконец, соборование, которое тоже может помочь в несении тягот поста или выздоровлении. И только в исключительных случаях дается благословение на послабление поста за счет употребления растительного масла во все дни, кроме среды и пятницы, которые практически всегда являются постными, исключая те случаи, когда на них выпадает «разрешенный» праздник. При этом каждый верующий знает, что ответственность за его слабость тяжким бременем ложится на совесть его духовного отца. Старики обычно послаблений не желают, свой крест они несут мужественно: пост и молитвенное бдение – наиболее высокие подвиги духа.

   Мжно сказать, в отношении к постам у старообрядцев сохраняется традиция, которая не только характерна для религиозно-бытового уклада дораскольного периода, но является частью общехристианской системы ценностей. Что касается представителей разных направлений в старообрядчестве, то здесь можно отметить использование в отдельных случаях так называемого «соловецкого устава», согласно которому в регионах с более суровым климатом в постные дни допускается употребление «сущей» – сушеной рыбы. Запрет с остальных «скоромных» продуктов не снимается.

   Нпрекратившийся культурный конфликт проявляется в самых разных аспектах духовной жизни. Одним из его проявлений в настоящее время является отношение к традиции поста как одной из основных духовных ценностей христианства.

   

   ПИМЕЧАНИЯ

   1 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч. 1. М. 1994. С. 26, 45 и др.

   2 Милюков П. Н. Указ соч. С. 45; Об этом же: Белокуров С. А. Арсений Суханов. Ч. I. М., 1891; Ч. II. М., 1894; Кириллов И. А. Правда старой веры. М., 1916; Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. М., 1994; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999; Кутузов Б. Церковная реформа XVII века, ее истинные причины и цели. Ч. І. Рига, 1992 и др.

   3 Поморские ответы. Б. д.; Козлов В. П. Тайны фальсификации: Анализ подделок исторических источников XVII – XIX веков. М., 1996.

   4 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. М. 1995; Гурьянова Н. С. История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в. Новосибирск, 1996 и др.

   5 Милюков П. Н. Указ. соч.; Гурьянова Н. С. Указ. соч.; Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984; Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого // Избранные труды. Т. І: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1996.

   6 Милюков П. Н. Указ. соч. С. 19.

   7 Болонев Ф. Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: опыт сравнительной характеристики. Барнаул, 2001.

   8 Како врачеватися християном от болезней и от всяких скорбей – и царем, и князем, и всяким чиновником, и святительскому чину и священническому, и мнишескому, и всем християном // Домострой. М., 1990. С. 35.



назад


Яндекс.Метрика