свежий номер
поиск
архив
топ 20
редакция
www.МИАСС.ru

№ 2Март 2003 года

Д. АЛЕКСАНДРОВ. ГДЕ ЖЕ СОКРЫТА "АРМЕНСКАЯ ЕРЕСЬ"?

   Сятой Ириней, епископ Лионский, пишет, что «не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви. Ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что каждый желающий берет из нее питие жизни. Она именно есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники»1 . Посему справедливо будет уподобить Святую Церковь, основанную на апостольской истине, тому дому, который муж мудрый «построил… на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7,24-25). Все же ереси, секты и расколы, основанные на лжи, обмане и невежестве, должно уподобить дому, который муж безрассудный «построил… на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было разрушение его великое» (Мф. 7,26-27)…

   Иначально никонианский раскол основывался на песке лжи и обмана. Чего только не предпринимали последователи бывшего патриарха Никона и сторонники его реформ, чтобы оправдать себя и очернить истинных православных христиан-староверов, выступивших против введения новых обрядов!

   Оин из лучших и вернейших способов в таком деле – оклеветать другого, обвинить его в своих же грехах и ошибках, мол: «помалкивай, сам такой же!» Так никониане и поступали. Они, последуя дьяволу, который есть «ложь и отец лжи» (Ин. 8,44), сочинили и пустили гулять по свету нелепую басню, будто бы старые обряды – вовсе не апостольское предание и не святоотеческое наследие, а еретические новшества и измышления, перенятые русскими невеждами у различных проходимцев. Новолюбцы говорили: «Глупы были и не смыслили наши русские святые! Неученые люди были, чему им верить? Они грамоте не умели!» Порицая наших древних святых и наши древние, благочестивые обряды, никониане назвали двуперстное крестное знамение «арменскою (т. е. армянскою) ересью».

   Лжь об «арменской ереси» старообрядчества была подхвачена многими никонианскими писателями. Так, например, известный хулитель Православия митрополит Димитрий Ростовский (Туптало) в своей пресловутой книге «Розыск о раскольнической брынской вере» писал о старообрядческих проповедниках в Сибири, которые «учаху людей… знамение крестное на себе творити не по древнему, от греков приятому обычаю, не тремя персты правыя руки, но двемя перстами по обычаю арменския ереси»2 . Этому «еретическому» обычаю Димитрий противопоставлял обычай «благочестивый и правоверный»: «мы благочестно и правоверно изобразуем три лица Пресвятыя Троицы и, полагающе на себе треперстным сложением знамение крестное, глаголем: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»…3

   Дя «подтверждения» вымысла об «арменской ереси» в начале XVIII века было сфабриковано подложное деяние некоего церковного собора, якобы осудившего в XII веке еретика Мартина Арменина. Автор фальшивки до сих пор неизвестен, но существует мнение, что ее состряпал сам Димитрий Ростовский. Деяние подробно рассказывает о соборе, якобы бывшем в Киеве в 1157 г. и осудившем некоего еретика-армянина Мартина, учившего некоторым обрядам, проклятым Московским собором 1666-1667 гг., но сохраняемым и защищаемым староверами, в том числе и двуперстному крестному знамению. По повелению императора Петра I «Соборное деяние на Мартина еретика» было напечатано в 1718 г., а затем неоднократно переиздавалось «ко увещеванию расколом недугующих». Однако старообрядческие ученые, знаменитые братья Денисовы из поморской Выговской пустыни, сумели изобличить фальшивку. Сугубо научный подход, почти на столетие опередивший свое время, привел Денисовых «не только к беспощадному разоблачению фальсификаций, но и к настоящему научному подвигу, вылившемуся в создание первого в России источниковедческого, палеографического и лингвистического труда, который превосходил своими наблюдениями, методикой и выводами достижения последующей историко-критической мысли»4 .

   Кзалось бы, все это – «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». И не стоит вспоминать о разоблаченной фальшивке и о Димитрии Ростовском, тем более, что никонианский поместный собор 1971 г. принял решение «о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им» и «об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались»5 .

   Онако находятся такие никониане, которые, вопреки исторической истине и соборным решениям своей иерархии, продолжают хулить святоотеческое предание, древнее двуперстие, нарицая его «арменскою ересью». Поистине, живучесть «скверных и изгнивших басен» достойна всякого удивления! Яркий образец такого богохульства – творчество современной никонианской писательницы Натальи Михайловой. Не так давно она наделала много шума своими лживыми и кощунственными опусами о древлем Православии. Вот, например, один из ее «перлов»: «то, что двоеперстие нигде не сохранилось, кроме как у армян и несториан, в этом сами раскольники убедились, когда в XIX веке в поисках «старой веры» объездили весь православный Восток»6 .

   Нм представляется весьма важным делом заградить уста всем подобным хулителям Апостольской Церкви и апостольского предания, объяснив современному человеку, где же и в чем поистине сокрыта «арменская ересь». Понятно, что сразу уничтожить многовековую ложь будет нелегко. Сделать же это можно, лишь сообщив невеждам ведение истины. Ибо, как писал Иммануил Кант, «есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Нужно сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят, тогда заблуждение исчезнет само собою»…

   Сятая Церковь так восхваляет Крест Господень: «Крест преподобным оружие, обоюдный меч Христов… и победа, и щит, и стена нератуема, бесом отгнание» (Канон Кресту, 3-я песнь). Ограждаясь непобедимым оружием – крестным знамением, мы изображаем на себе Животворящий Крест, освященный Распятым на нем Господом нашим Исусом Христом, ибо, как сказал апостол, «мы проповедуем Христа Распятого» (1 Кор. 1,23). Святой Кирилл Иеросалимский пишет «итак, не постыдимся исповедывать Распятого, с дерзновением на лице и на всем полагая перстами (daktuloij) печать Креста»7 . А поскольку, согласно здравому православному учению, в лице Спасителя было соединено два естества (Божеское и человеческое), то и крестное знамение всегда совершалось и совершается двумя перстами, ибо только так можно достойно и праведно изобразить Распятого Богочеловека.

   Околичестве перстов, употребляемых для крестного знамения, читаем у преподобного Петра Дамаскина в книге «Добротолюбие», изданной в Венеции на греческом языке: «И вновь знамением Честнаго и Животворящаго Креста изгоняются демоны и различные болезни; и совершается это безо всяких издержек и без усилия. Да и кто может исчислить похвалы его (Креста)? Образы же его святого знамения святые отцы предали нам, для опровержения неверных и еретиков, ибо два перста (duw daktuloi) и единая рука являют Распятого Господа Исуса Христа, Познаваемого в двух естествах (dusi fusesi) и в единой ипостаси»8 . Как об апостольском и святоотеческом предании говорят о двуперстии отцы великого Стоглавого собора во главе со святителем Макарием: «На себя крестное знамение рукою возлагати, двема персты, яко же предаша святии отцы воображати крестное знамение… Аще кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения: да будет проклят… Два перста имети наклоненна, а не простерта, а тех указ тако вообразует: две естестве – Божество и человечество, Бог по Божеству, а Человек по человечению… Да тако достоит креститися и благословити, тако святыми отцы узаконено и указано»9 .

   П-иному складывают персты для крестного знамения армяне… Общеизвестно, что Армянская церковь придерживается монофизитского учения, которое с древних времен было известно на Руси под именем «арменской ереси». Согласно этому еретическому учению, возникшему в V веке, человеческое естество в Исусе Христе было совершенно поглощено Божеством, а потому в Нем должно признавать лишь одно Божественное естество. Ересиархи учили, что в Своей земной жизни Спаситель не имел настоящего тела, а только некую видимость, призрак оного. Посему во время распятия на Кресте Господь наш страдал не Своим телом и не по Своему человечеству, а по Своему Божеству. Православная Церковь отвергает подобную ересь, утверждая, что «аще бо и пострада Твое плотское, перстное существо, но Божество безстрастно пребысть» (Канон Великия субботы, 6-я песнь). Монофизиты же полагают, что, поскольку Лица Святой Троицы единосущны и нераздельны, то вместе с Богом Сыном страдали и Бог Отец и Бог Дух Святой. Таким образом еретики верят, что чрез Христа на Кресте была распята вся Троица.

   Иенно так ложно мудрствовал один из наиболее неистовых ересиархов, Петр Фуллон, по прозвищу Гнафей (Суконщик), силою захвативший антиохийский патриарший престол. Девизом «истинной веры» он объявил выражение: «Бог был распят». В соответствии со своим учением, он добавил к трисвятому гимну (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас) слова «распныйся за ны». «Он учил, что Сын Божий страдал за нас по Божеству, а поэтому, вследствие единосущия лиц Св. Троицы, с Сыном страдали Бог Отец и Дух Святый. Это именно и означало добавление к трисвятому в виде слов распныйся за ны»10 . Нам кажется, что Гнафей и научил монофизитов креститься тремя перстами во имя Троицы, выражая этим веру в Ее распятие и крестные страдания.

   Армяне-монофизиты крестятся именно тремя перстами. Об этом в середине XIX века так писал никонианский епископ Гермоген (Добронравов): «Армяне ограждают себя не одноперстным крестом, а так же, как и православные <никониане>, с тем только различием, что они, творя крестное знамение, возлагают персты прежде на левое, а потом на правое плечо… В этом может убедиться всякий собственным наблюдением над армянами; в этом же уверяют других и армяне»11 .

   Отом же узнаем из самих армянских книг: «Перед и после каждой молитвы освящай себя крестным знамением следующим образом: соедини первые три пальца (yerek matner) правой руки (большой палец, указательный палец и средний) вместе и прикоснись ими к челу: Во имя Отца. Опусти к груди: И Сына. Перенеси на левое плечо: И Духа, а затем перенеси на правое плечо: Святаго, а потом положи на грудь и скажи Аминь»12 .

   Савним этот текст с приведенною выше цитатою из Димитрия Ростовского или с наставлением из популярнейшего никонианского учебника по закону Божьему: «Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безыменный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу… Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь, выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу»13 .

   А теперь задумайтесь, любезные читатели, где же поистине сокрыта «арменская ересь»?

   

   1Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 225.

   2Розыск о расколнической Брынской вере, о учении их, о делах их. М., 1755. Ч. 3, гл. 8.

   3Там же. Ч. 2, гл. 26.

   4Козлов В. П. Тайны фальсификации. 2-е изд. М., 1996. С. 27.

   5Поместный собор Русской православной церкви. М., 1972. С. 131.

   6Михайлова Н. М. Церковь и раскол XVII века // Благодатный огонь. 1998, № 2. С. 13; Ее же. Церковь и раскол XVII века или что надо знать о старообрядчестве. [Ржев], 1999. С. 28.

   7Migne. Patrologiae cursus completus. Series graeca. Т. XXXIII, с. 816.

   8Filokalia twn ieron nhptikwn. Enethj, 1782. С. 642.

   9Стоглав. СПб., 1997. С. 83-85.

   10Аверкий (Таушев), архиеп. Семь вселенских соборов. М. : СПб., 1996. С. 91-92.

   11Гермоген (Добронравов), еп. Краткий очерк истории Армянской церкви. Вероучение Армянской церкви. М., 2000. С. 30 и 45.

   12Карманный молитвенник (Grpani arhothаran). Монреаль, 1993. С. 14.

   13Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. Jordanville, 1987. С. 36-37.



назад


Яндекс.Метрика