свежий номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Уральский автомобиль
№ 45 Уральский автомобиль Суббота, 30 апреля 2005 г.

А годы летят

   Кнам в редакцию нередко звонят люди с просьбой рассказать о своих коллегах. Недавно обратилась бывшая работница кузовного цеха и попросила рассказать о ветеране труда Анне Николаевне Кругловой, которая 30 апреля будет отмечать замечательную дату со дня своего рождения.

   В время телефонного разговора я чётко представляла героиню будущего повествования. С Анной Николаевной познакомилась много лет назад в литейном цехе N№ 2. Это была очень симпатичная, серьёзная и даже чуточку строгая женщина, скупая на слова. Нам, корреспондентам, она всегда давала лаконичную информацию о делах её коллектива. Позже приходила к ней как к старой знакомой, но уже в кузовной цех, где Анна Николаевна работала старшим мастером окрасочного участка. И вот спустя годы жизнь вновь свела меня с этой женщиной. Тот же внимательный взгляд, та же серьёзность, та же скупость в словах. Ей ни за что не дашь её лет, выглядит Анна Николаевна значительно моложе.

   Е юность пришлась на суровые военные годы. Перед войной успела закончить только шесть классов. Их семья жила в сельской местности Ульяновской области. Как и большинство советских людей в первые месяцы её родители считали, что война вот–вот закончится и все опять заживут мирной жизнью. В сентябре 1941 года вместо занятий в школе их, подростков, направили на заготовку дров. Позже ребят её возраста и чуть старше отправили в Ульяновск, учиться в ФЗО. Анну приняли в группу маляров. Эта специальность в будущем сыграла роль в её судьбе. Пройдя краткосрочное обучение, через шесть месяцев они уже самостоятельно ремонтировали корпуса и классы училища.

   Кэтому времени в Ульяновске на территории бывших складов было размещено сборочное производство автомобилей, эвакуированное из Москвы. Сюда же направили и выпускников ФЗО. До 1943 года Анна со своими товарищами проработала на этом заводе. Ей приходилось красить автомобили и детали к ним. Позже её перевели на должность кладовщика, она занималась отправкой автомобилей в отдел сбыта. Здесь проработала до отъезда в Миасс.

   Узжать с насиженного места им не хотелось. Но на руках не было ни паспортов, ни трудовых книжек. Без документов они были бесправными. Поэтому никто не спрашивал их желания — ехать или нет. По законам военного времени всё было подчинено приказам, не выполнить которые никому даже не приходило в голову.

   И Ульяновска в Миасс было направлено три эшелона. Анна Николаевна попала в первый. Подогнали составы, люди со своими нехитрыми пожитками сели в поезд, который помчал их навстречу неизвестности. Они, пять земляков, постарались держаться все вместе, чтобы не потеряться в пути и во всем помогать друг другу.

   — Когда мы приехали на новое место, уже был построен корпус главного конвейера, монтировалась главная сборочная линия. Внутри корпуса постоянно шли ремонтные работы, — вспоминает Анна Николаевна. — Цех был построен на таком месте, что постоянно внутри него из–под земли пробивались родники. Пол в цехе был выстлан металлической плиткой. Поэтому только забьёт очередной ключик, вскрывают пол, ликвидируют источник. А вскоре всё повторяется снова. И всё же в борьбе с природой человек вышел победителем. На главном конвейере стали собирать автомобили.

   Кк и в Ульяновске, я работала кладовщиком. Выписывала паспорта на машины, присваивала им номер. Эта работа не очень–то привлекала, но понимала: без образования вряд ли можно получить что–то более интересное.

   В время войны жили тяжело, голодно. По весне ходили копать в поле оставшуюся в земле картошку. Но как бы трудно ни было, люди не сетовали на свою жизнь. После Победы вроде и можно было вернуться домой. Но в деревню не хотелось, в Ульяновске тоже никто не ждал, да и документы получили значительно позже. Так и осталась на Урале. Когда стали давать отпуска, поехала домой. В поезде были семьи эвакуированных. Слышала, что многие из них говорят о том, что пришло время продолжить учёбу.

   И слова подтверждали её намерение пойти учиться. Решила, что после отпуска обязательно подаст документы в школу.

   Оончила седьмой класс в школе рабочей молодёжи N№ 2 и сразу же поступила учиться в вечерний автотехникум на специальность «Холодная обработка металла резанием». Вскоре перешла работать в отдел главного металлурга, отбирала пробы, делала анализы. Иногда приходилось работать с экспериментальщиками, например, когда изготавливали специальную машину. Здесь познакомилась с начальником этого цеха Виктором Алексеевичем Гурушкиным, который позже был директором завода. Эта встреча сыграла свою роль в её судьбе. После окончания техникума её перевели на должность техника–технолога по окраске. Теперь приходилось много бывать в цехах на окрасочных участках, работать с мастерами и рабочими.

   Вшестидесятые годы начали возводить прессово–кузовной корпус, где должен был разместиться окрасочный участок. Ещё только построили коробку будущего цеха, а уже требовались будущие специалисты прессового, окрасочного и кузовного производств. Тогда–то Виктор Алексеевич Гурушкин и вспомнил об ответственной и добросовестной работнице отдела главного металлурга Анне Николаевне Кругловой. По его приказу она была переведена старшим мастером окрасочного участка.

   Првое время занималась несвойственной её должности работой: тщательно проверяла качество работ, выполняемых сначала строителями, а затем монтажниками, сверяла всё с чертежами. Прекрасно понимала, что любая погрешность, допущенная строительными организациями, поз-же может отрицательно сказаться на рабо-

   те эксплуатационников. Поэтому требовательно подходила даже к мелочам. Вмес-те с А. Н. Кругловой здесь работала технолог Тамара Михайловна Ардашова, а позже — начальник участка Алек-сандр Иванович Васильев.

   Вначале 1967 года новый участок справил новоселье, на нём начали окрашивать детали автомобилей. В коллектив участка вошли окрасочницы, переведённые из других цехов завода.

   — Несмотря на то, что люди пришли из разных цехов, мы смогли очень быстро сдружиться. Это помогало нам отлично выполнять задания производства, — вспоминает ветеран. — Мне приятно было работать с мастерами: Ириной Петровной Чугаевой, Любовью Ивановной Быковой, Юрием Ивановичем Аганиным.

   Анне Николаевне не раз приходилось бывать в командировках по обмену опытом. Например, в Харькове на тракторном заводе знакомилась с процессом использования газового оборудования в окрасочном производстве, так как её участку предстояло переходить на газ.

   З тридцать с лишним лет работы А. Н. Круглова сэкономила заводу не одну тысячу рублей благодаря своей рационализаторской деятельности.

   З честный и добросовестный труд она не раз поощрялась руководством предприятия. В её семейном архиве хранятся юбилейные медали по случаю праздника Победы и «Ветеран труда», почётный знак «Ветеран автомобильной промышленности», значки «Отличник социалистического соревнования».

   


Татьяна ИЛЬИНКОВА



назад


Яндекс.Метрика